ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Наше время - время перемен. Современные непростые условия жизни требуют от молодого человека: знаний, интуиции, фантазии, упорства, выдержки, дерзости, готовности решать сложные проблемы, обладать воображением стратега, а его интеллектуальные горизонты должны быть широкими. Социальные исследования показывают, что выпускники школы, как правило, испытывают затруднения: • в выборе направления своей будущей деятельности; • в общении друг с другом; • в принятии самостоятельных решений; и т.д. В связи с этим проблема творчества в целом и развития творческих способностей учащихся школ остается одной из важнейших в современной науке. Исходя из данной проблемы, ясно прослеживается актуальность данного курса с позиций федерального и регионального социального заказа в сфере дополнительного образования. Задача педагога дополнительного образования помочь школе в преодолении этих трудностей с помощью разностороннего развития ребенка. Вид данной образовательной программы - компилятивный, т.е. используются программы Кузина М.К. и Неменского Б.М., данные авторы наиболее точно и четко строят содержание программ. Отличительной чертой данной программы дополнительного образования от образовательных программ является: • разнообразные методы и приемы работы; • виды и типы занятий; • совершенно другие условия обучения. Главной целью данной программы является создание комплекса условий для развития творческих способностей детей 6-7 лет. Приоритетными направлениями деятельности педагога дошкольного образования являются способы создания этих условий, методы: • В проведение занятий по изо деятельности в неординарной и игровой формах; • использование педагогом в своей деятельности методов демонстрации, наглядности, ситуаций успеха; • внедрение педагогом в свою практику приемов РО. В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие задач: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ • обучение детей рисованию с натуры, по памяти и по • воображению. На этой основе развития у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения; • обучение детей основам изобразительной грамоты (основам рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладные работы, лепки). 2. РАЗВИВАЮЩАЯ • развитие художественно-творческих способностей детей; развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности. 3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ • формирование у детей интереса и любви к. изобразительного искусству; • воспитание яркого отношения к ценностям нашего общества, формирование интеллектуальных способностей. В целом занятия в объединении должны способствовать гармоническому развитию личности ребенка. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков. На занятиях учащимся предоставляется самостоятельность в выборе темы для работы, в использовании художественных материалов. Во время работы дети могут обсудить с товарищами и педагогом качество своего рисунка или поделки, еще раз посмотреть справочный материал или образцы, понаблюдать за работой других детей. Созданию непринужденной, творческой атмосферы на внеклассных занятиях способствуют разнообразные методы их организации и проведения: эмоциональная настроенность школьников перед практической работой с помощью демонстрации произведений изобразительного искусства, слушания музыки, использование игровых ситуаций на занятии, групповые формы работы над заданием, наблюдения и зарисовки на природе во время экскурсии или прогулки. Большую роль в укреплении интереса школьников к изобразительному искусству, о развитии творческих способностей играет чередование видов художественной деятельности на занятиях. Так, рисование с натуры на одном занятии сменяется лепкой на другом. Беседа о красоте окружающей природы сочетается с работой над декоративным букетом из осенних листьев и т.п. программа занятий изобразительным искусством включает несколько видов творческой деятельности учащихся: 1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - графические и живописные упражнения, рисование и живопись с натуры, рисование по памяти. В программе этот вид деятельности предусматривает выполнение рисунков, игрушек и других несложных объектов по памяти и с натуры, средства организации в единый целый сюжет, художественного материала, художественной формы и технических приемов исполнения. 3. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА - на этих занятиях школьники создают предметы, соединяющие в себе эстетические и практические качества декоративные маски, аппликации. 4. ЛЕПКА. На этих занятиях учащиеся познают пластику и характер форм, учатся видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию. 5. Беседы об изобразительном искусстве основаны на показе произведений • искусства. Указанные виды художественно-творческой работы и темы заданий должны быть тесно связаны и проводится в зависимости от времен года и дат календаря. Данная программа рассчитана на начало обучения детей с 6 лет. Продолжительность программы рассчитана на обучение 2-х лет. Программа учитывает возможность проведения занятий изобразительного искусства по четыре часа в неделю. Количество часов первого и второго года обучения по 136 часов. Общее количество - 272 часа. Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует лучшему усвоению материала (от теорий к практике, от практики к теории). Данная программа построена в соответствии с дидактическими принципами. Обучение должно быть: • научным; • проблемным; • наглядным; • активным и сознательным; • доступным; • системным и последовательным; • простым; • необходимо осуществлять в единстве образование, развитие и воспитание учащихся. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ 6 ЛЕТ N п/п вид работы кол. часов. теор. пр. 5 8 6 2 4 3 3 4 3 18 10 4 3 3 2 15 7 2 4 1 3 6 2 4 2.3 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (51 Ч.) Графические упражнения Живописные упражнения Рисование и живопись с натуры (отдельных предметов и их групп) Рисование по памяти и представлению Композиция на заданные темы Композиция на литературные темы ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА (34 ч.) Рисование простейших узоров из форм растительного и животного мира Декоративная роспись детских художественных поделок Декоративные композиции 6 1 5 2.4 Аппликация 10 2 8 2.5 2.6 Конструирование Бумагопластика 4 2 1 1 3 1 2.7 III. Роспись по ткани ЛЕПКА (34 ч.) 2 1 1 3.1 Лепка овощей, фруктов и предметов быта с натуры Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению Лепка тематической композиции (пластилин) БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС. (17 ч.) 6 3 3 6 2 4 22 6 16 17 17 I. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 II. 2.1 2.2 3.2 3.3 IV. Всего: 136 54 82 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1 .Изобразительное искусство (51 ч.) 1.1Графические упражнения. Выполнение упражнений знакомящих малышей с возможностью художественных материалов. Практическая работа. а) «Что такое линия?» «В Королевстве Госпожи Линии», «Осеннее дерево» 1.2 Живописные упражнения. Практическая работа а) Упражнение с постепенным насыщением тона «Сказочный город» б) упражнения на смешение цветов «Осенние листья» в) выполнение цветовых растяжек «Какого цвета сугробы» г) знакомство с цветом «Что такое цвет?» 1.3 Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп. Рисование предметов с натуры выполнение рисунков с целью реалистической передачи объектов действительности. Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертанию предметов. Пытаться передавать в рисунках пропорции, очертания. Общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Практическая работа. Рисование и живопись с натуры: а) «Цветовые плоскости» б) игрушки в) Книга, мяч, стакан… 2.4 Рисование по памяти и представлению Практическая работа, а) рисование по памяти: «Осенний день», «Моя любимая игрушка», «Мы в цирке», «Наши зимние забавы», «Бабочки на лугу», «Кораблик» б) рисование по представлению: «Космические пираты» «Старый замок», «Цветок моего рождения». 2.5 Композиция на заданные темы. Практическая работа. Темы: «Грозное небо», «Дом сказочного героя», «Мои друзья», «Пожарная служба» и т. д. 2.6 Композиция на литературные темы. Практическая работа. Темы. «Мой любимый сказочный герой», «Заяц, лиса, петух» и т. д. Тема 2. Декоративно - прикладная работа. (34 ч.) создание предметов соединяющие в себе эстетические и практические качества, выполнение элементов декоративно-оформительской работы. 2.1 Рисование простейших узоров из Форм растительного и животного мира. Использование в узорах линии симметрии, ритма цветной гармонии и светотеневых отношений. Практическая работа. Темы: «Узор в круге», «Узор на предметах сложной формы» 2.2 Декоративная роспись детских художественных поделок. Практическая работа. Темы: «Дымковские игрушки», «Уральская прялка» 2.3 Декоративные композиции. Выполнение композиций, несущих в себе информацию о том или ином событии. Практическая работа. Темы: «Колобок», «Весеннее чудо» 2.4 Аппликация Практическая работа. Составление цветных наклеенных рисунков, предметных аппликаций, декоративных работ. Темы: «Что такое творчество? Формообразование», «Что такое форма. Орнамент», «Цветы осени», «Аппликация с натуры - комнатные растения», «Космический корабль», 2.5 Конструирование. Изготовление новогодней игрушки, используя разные виды материалов (цветная бумага, картон, краски) Темы: «Новогодняя игрушка» Практическая работа 5.6 Бумагопластика Формирование умений и развитие навыков по освоению новой техники. темы: «Листья летят». Практическая работа. 2.7 Роспись по ткани Освоение нового вида работы Тема: «Плат узорный» Практическая работа Тема 3 Лепка (34 ч.) Сведения о глине, пластилине как художественном материале, о названии и назначении инструментов и приспособлений (стека, доска, тряпочка). 3.1 Лепка овощей и фруктов предметов быта и посуды с натуры. Практическая работа. Темы: «Фрукты и овощи», «Посуда» 3.2 Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению. Практическая работа. Темы: Лепка птиц и животных (вороны, собаки, кошки). Передача основных пропорций, характерного очертания движения туловища изображаемых птиц и животных. 3.3 Лепка тематической композиции. Практическая работа Темы: «Зоопарк» «Веселые улитки» «Подводные обитатели» «Космос» «Сказочный город» «Динозавры» «Чудеса» «Сказка» Русские народные игрушки» «Золотые рыбки» «Веселые человечки» Тема 4 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (17 ч.) В содержании занятий-бесед включают занятия и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, а также чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины. . Практическая работа. а) утренник: «У нас в гостях Веселый карандаш». б) новогодний бал. в) посещение выставки г) беседы: «Краски осени», «Художник и сказка», «Зима», «Весна пришла». Ознакомление с произведениями русских живописцев ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ В течении учебного года учащиеся 1 года обучения должны получить, начальные сведения: • о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей; события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); • о рисунке, живописи, картоне, иллюстрации, узоре, палитре; • о художественной росписи по дереву по фарфору, о глиняной игрушке; • об основных цветах солнечного спектра, о главных красках; • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания главных красок, для получения промежуточных цветов; К концу учебного года учащиеся должны уметь: • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах: • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; • правильно сидеть за рабочим местом; • определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги; • выполнять узоры в полосе, круге и форм растительного и животного мира; • лепить простейшие объекты действительности: • составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов; • пользоваться разными видами складывания из бумаги, способами вырезания, склеивания. N п/п УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ 7 ЛЕТ вид работы кол. теор пр. часов . I ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (51 ч.) 1.1 1.2 1.3 1.4 Графические упражнения Живописные упражнения Рисование и живопись с натуры Рисование по памяти и представлению 6 4 8 10 3 2 2 2 3 2 6 8 1.5 1.6 II 15 8 4 2 11 6 8 2 6 2.2 Композиция на заданные темы Композиция на литературные темы ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА ( 34 ч.) Рисование узоров растительного и животного мира. Декоративная роспись детских художественных поделок. Декоративные композиции 6 3 3 2.3 Аппликация 6 2 4 2.4 Конструирование 4 1 3 2.5 Воскография 4 1 3 2.6 Гравюра 4 1 3 2.7 Бумагопластика 2 1 1 Ш ЛЕПКА (34 ч.) 3.1 Лепка фруктов, овощей, предметов быта с натуры 12 3 9 3.2 Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению Лепка тематической композиции (пластилин) БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС (17ч.) 12 3 9 10 2 8 17 17 136 51 2.1 3.4 IV Всего: 85 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1 .Изобразительное искусство (51ч.) 1.1 Графические упражнения Практическая работа. Темы: «Что такое линия» «Неизвестная планета» «Волшебная птица» 1.2 Живописные упражнения. Закрепление знаний о свойствах акварельных и гуашевых красок. Практическая работа. Темы: «Три стихии», «Разноцветные домики» 1.3 Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп. Практическая работа. Рисование и живопись с натуры: Темы: «Человек», «Листья деревьев и кустарников с осенней окраской», «Чучело птицы» 1.4 Рисование по памяти и представлению. Развитие пространственных представлений. Практическая работа, Темы: «Пушистая игрушка», «Новогодние игрушки», «Моя мама», «Моя семья», «Полет на другую планету» 1.5 Композиция на заданные темы. Практическая работа. Темы: «Зимние развлечения с друзьями», «Мы встречаем Новый год», «Старый замок», «Мир насекомых», «Давным-давно», «Весна пришла» 1.6 Композиция на литературный темы. Практическая работа. Темы. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Моя любимая сказка», «Незнайка», «Волк и семеро козлят» Тема 2. Декоративно - прикладная работа. (34 ч.) создание предметов соединяющие в себе эстетические и практические качества, выполнение элементов декоративно-оформительской работы. 2.1Рисование простейших узоров из форм растительного и животного мира. Узоры на предметах сложной формы. Использование в узорах линии симметрии, ритма цветной гармонии и светотеневых отношений. Практическая работа. Темы: «Узор в круге», «Варежка», «Туески из Уральской бересты» 2.2 Декоративные композиции. Выполнение композиции несущих в себе информацию о том или ином событии. Практическая работа. Темы: «Осенние цветы», «Сказочный букет», «Дымковская игрушка», «Сказочный мир», «Уральские расписные подносы» 2.3 Аппликация. Совершенствование различных приемов вырезания. Практическая работа. Темы: «Осенний ковер», «Цветовые пятна на контрастном фоне», «Разноцветные жуки» 2.4 Конструирование. Изготовление новогодней игрушки, используя разные виды материалов (цветная бумага, картон, краски) Тема: «Новогодняя игрушка». Практическая работа 2.5 Воскография. Практическая работа. Тема: «Новогодняя ветка» 2.6 Бумагопластика Формирование умений и развитие навыков по освоению новой техники. Практическая работа. Тема: «Таинственные деревья» 2.7 Гравюра Формирование умений и развитие навыков по освоению новой техники. Практическая работа Тема: «Овощи и фрукты», «Цветы и листья» 2.8 Монотипия Освоение нового вида работы. Тема: «Осенний букет» Практическая работа Тема 3 Лепка (34 ч.) Совершенствование умений и навыков по данному виду работы. 3.1 Лепка овощей и фруктов, украшений, посуды, предметов быта с натуры Практическая работа. Тема: «Фрукты и овощи», «Бусы, браслеты, кулоны», «Чайный сервиз», «Игрушки» 3.2 Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению. Практическая работа. Темы: «Лесные жители», «Мой любимый зверь», «Птичий базар», лепка чучело птицы (ворона) 3.3Лепка тематической композиции. Практическая работа Тема: «Ужин», «В зоомагазине», «Гости из сказки», «На арене цирка», «Игрушечное стадо», «Чудо-птицы, чудо-звери», «Гости из будущего» Тема 4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (17ч.) Практическая работа. а) Рекомендуемые для бесед произведения искусства: И. Левитан «Золотая осень» И. Шишкин «Зима» А. Саврасов «Грачи прилетели» а) Игровая программа «Жили-были карандаши» б) Новогодний балл в) Итоговое занятие «Чему мы научились» г) Участие в выставках д) Посещение выставок ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ В течение учебного года дети 2 года обучения должна получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм животного мира* и усвоить: • понятия «живописец», «график», «архитектор», «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»; • доступные сведения о культуре и быте людей на примере произведений известнейших центров народных художественных промыслов; К концу учебного года учащиеся должны уметь: • выражать свое отношение к рассматриваемому произведению и искусства; • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; • чувствовать и определять холод и теплые цвета; • творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, штрихи, дужки, точки; • расписывать готовые изделия согласно эскизу; • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, изготовлении игрушек. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Художественные материалы: 1. Акварель, гуашь, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, картон, клей, листки, пластилин, глина. 2. Инструменты для художественных работ: 3. Мольберты, наборы кистей, ножницы, баночки для воды, палитра, стеки, ластик, кнопки, деревянные дощечки для лепки. 4. Натур фонд: сухоцветы, драпировка, вазы, кружки, чайники, блюда, муляжи овощей и фруктов, подсвечники. 5. Диапроектор, проигрыватель. 6. Методические таблицы с изображением деревьев, животных, птиц, человека, сказочных существ, транспорта, зданий. 7. Схемы и таблицы к. темам о животных и человеке. 8. Репродукции картин художников. 9. Методические разработки и конспекты по программе. 10. Программы В.С.Кузина, Б.М. Неменского. 11. Наборы открыток по темам: «Новый год», "Портрет", «Животные», «Рыцари», «Город». 12. Помещение: классная комната. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Алексеева В. Изобразительное искусство и школа. - М., 1986 2. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М., 1979 3. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М-, 1991 5. М.Росмэй. Делай и играй. 1996 6. Козакова Т.Г. Из деятельности и художественном развитии дошкольников М., Педаг., 1983 7. Каменева Е.О. Какова цвета радуга. - М-,. 1974 8. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М., 1980 9. Кузин В.С. Изобразительное искусство 1-4 классы. - М., 1971-1978 10. Курчевский В.В. А что там за окном? .М. Педагогика. 1985 11. Программы общеобразовательных учебных заведения в РСФСР. Изобразительное искусство 1-4 под ред. М.К.Кузина 12. Марина 3. Лепим из пластилина. - 1997. 13. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 -8 классы. - М., Пр. 1992 14. Полунина В.Н. «Искусство и дети». М, «Просвещение». 1982. 15. Фримет Г., Ауэр К. «Человек - цвет - пространство» (прикладная цветопсихология). М., 2 973. АННОТАЦИЯ НА ПРОГРАММУ Программа «Изобразительное искусство (развитие творческих способностей детей 6-7 лет), разработанная педагогами дополнительного образования Сбытовой Г. М. и Журкиной О. В. Проблема развития творческих способностей ребенка остается одной из важнейших в современной педагогике. Поэтому главной целью данной программы является создание комплекса условий для развития творческих способностей детей 6-7 лет. Исходя из цели данной программы можно сформулировать ряд задач: ■ развитие художественно-творческих способностей детей; ■ обучение детей основам изобразительной грамоты; ■ обучение детей рисованию с натуры, по памяти и по воображению и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения; ■ развитие у детей эстетики, восприятия эстетического вкуса и эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; ■ формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству. Программа построена на ясных представлениях о системе взаимодействия искусства с жизнью работа с детьми; ведется на основе наблюдения, и изучения окружающей реальности. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Виды и типы занятий различны и интересны. Занятия курса интегрированы, теория сочетается с практикой. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)