ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЖИВОПИСЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
СОСТАВЛЕНА на основании федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области декоративно-прикладного искусства – Декоративно-прикладное
творчество. (Утверждены приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 12 марта 2012 г. № 159)

Одобрена Педагогическим советом МАОУ ДОД № 24 «ДХШ»
протокол № 3 от 27.05.2020.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка. Содержание и структура дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись», срок обучения 5 лет
2.

Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись»
3. Учебный план.

4. График образовательного процесса.
5. Программы учебных предметов.
6. Система и критерии оценок.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения

1. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области

изобразительного

искусства

(далее

–

ДПОП)

«Живопись»

Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования детей № 24 «Детская художественная школа» ( является системой
учебно-методических документов, сформированной на основе Федеральных
государственных

требований

предпрофессиональной

(далее

–

ФГТ)

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

изобразительного искусства «Живопись», утвержденных приказами Министерства
культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156, от 26 марта 2013 года
№ 279.
Программа определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути
реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и
включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы
учебных предметов, систему и критерии оценки итоговой аттестации, и другие
учебно-методические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки
обучающихся.
Программа

направлена

на

создание

условий

для

художественного

образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей,
приобретение ими знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ,
обеспечивающих подготовку к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие

профессиональные

образовательные

программы

в

области

изобразительного искусства.
Программа

направлена

образовательных

программ

профессионального

на

обеспечение

среднего

образования

в

основных

профессиональных

профессионального

области

изобразительного

и

высшего

искусства

и

обеспечивает сохранение единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области изобразительного
раннем детском возрасте;

искусства в

создание условий

для

художественного образования,

эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие

профессиональные

образовательные

программы

в

области

изобразительного искусства.
Программа разработана с учётом:
обеспечения

преемственности

программы

«Живопись»

и

основных

профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации
в сфере культуры и искусства.
Цели программы:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у

обучающихся

эстетических

взглядов, нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной

отзывчивости,

а

также

профессиональной

требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные

образовательные программы в области изобразительного искусства;
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению

самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать
объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию
причин

успеха/неуспеха

собственной

учебной

деятельности,

определению

наиболее эффективных способов достижения результата.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать
26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного
плана

составляет 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного

учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и
экзамены,

а

также

участия

обучающихся

в

творческих

и

культурно-

просветительских мероприятиях МАОУ ДОД № 24 «ДХШ»).
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам.
Материально-технические
обеспечивают

возможность

условия

реализации

достижения

ДПОП

обучающимися

«Живопись»
результатов,

установленных ФГТ.
Материально-техническая база МАОУ ДОД № 24 «ДХШ» соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда МАОУ ДОД № 24
«ДХШ» соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта
учебных помещений.
Для реализации ДПОП «Живопись» минимально необходимый перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического
обеспечения включает в себя:
выставочный зал,
учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
МАОУ ДОД № 24 «ДХШ» имеет натюрмортный фонд и методический фонд,
учебная

аудитория

оборудуется

персональными

компьютерами

и

соответствующим программным обеспечением.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», оснащаются
видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами,
шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Реализация

ДПОП

«Живопись»

обеспечивается

педагогическими

работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование,
соответствующее

профилю

преподаваемого

учебного

предмета.

Доля

преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не
менее

90

процентов

в

общем

числе

преподавателей,

обеспечивающих

образовательный процесс по программе .
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не
менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на
осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники МАОУ
ДОД№ 24 «ДХШ» осуществляют творческую и методическую работу.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись»
При приеме на обучение по ДПОП «Живопись» МАОУ ДОД № 24 «ДХШ»
проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей
проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
способностей к художественно-исполнительской деятельности.
Минимум

содержания

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы «Живопись» должен обеспечивать целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе
освоения

образовательных

программ

теоретических знаний, умений и навыков.

художественно-исполнительских

и

Планируемые результаты освоения программы «Живопись» составлены на
основании ФГТ «Живопись» и должны обеспечивать целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
программы художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками,
эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия,
плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок»,
«живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;

- умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды
Результаты

освоения

общеобразовательной

дополнительной

программы

«Живопись»

предпрофессиональной
по

учебным

предметам

обязательной части должны отражать:

ОП.01.УП.01.Рисунок:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов
перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; - умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
ОП.01.УП.02.Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
-

умение

видеть

и

передавать

пространственно-воздушной среды;

цветовые

отношения

в

условиях

- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов; навыки последовательного ведения живописной работы.
ОП.01.УП.03.Композиция станковая:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала
и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете,
контрасте - в композиционных работах;
-

умение

использовать

средства

живописи,

их

изобразительно-

выразительные возможности;
-

умение

находить

живописно-пластические

решения

для

каждой

творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
ОП.02.УП.01.История изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере
изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;

- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется
художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства,
умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с
другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного
художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
ПО.03.УП.01. Пленэр:
-

знание

о

закономерностях

построения

художественной

формы,

особенностях ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок,
живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей

3. Учебный план
Учебные планы ДПОП «Живопись» разработаны МАОУ ДОД № 24
«ДХШ» в соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов,
рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.
Учебные планы отражают структуру ДПОП «Живопись», определяют
содержание и организацию образовательного процесса в МАОУ ДОД № 24
«ДХШ» с учетом:
- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и
основных

профессиональных

образовательных

программ

среднего

профессионального и высшего образования в области искусств;
-

сохранения

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации в сфере культуры и искусства;
- индивидуального творческого развития детей;
- социально-культурных особенностей Свердловской области.
Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса
по реализуемой ДПОП «Живопись» и сроков обучения по этой программе.
Учебные планы определяют перечень, последовательность изучения
учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, учебным четвертям,
формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету
(максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати
лет, составляет пять лет.
Учебный план ДПОП «Живопись» предусматривает следующие предметные
области:
художественное творчество;
пленэрные занятия;
история искусств
и разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.

При реализации ДПОП «Живопись» со сроком обучения 5 лет общий объем
аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2173 часа, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное

творчество:

УП.01.Рисунок

–

676

час,

УП.02.Живопись – 574 часов, УП.03.Композиция станковая – 672 часа;
ПО.02.История искусств: УП.02.История изобразительного искусства – 169
часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 112 часов.
При реализации ДПОП «Живопись» со сроком обучения 5 лет вариативная
часть включает следующие предметы:
В.00. Вариативная часть: УП.01. Компьютерная графика -169 часов; УП.02.
Печатная графика- 68 часов; УП.03. Бумажная пластика – 68 часов.
Реализация
обучающихся,

ДПОП
которые

«Живопись»
проводятся

обеспечивается
с

целью

консультациями

подготовки

обучающихся

для
к

контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям, что утверждается приказом директора по согласованию с
коллегиальным органом МАОУ ДОД № 24 «ДХШ» (педсовета). Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
следующем объеме: 113 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет; 90
часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет. Резерв учебного времени
устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется
на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной
аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.

Учебные

предметы

учебного

плана

и

проведение

консультаций

осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью
изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с
живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,
музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности МАОУ ОД № 24 «ДХШ».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
Утверждаю
Руководитель МАОУ ДОД № 24 «ДХШ»
Печерский М.А. __________
"____" _______________ 20 г.
М.П.

Обязательная часть

6

7

1868,5-2165,5
1868,5

Нормативный срок обучения – 5 лет

5 год

4 год

3 год

9

2 год

8

1 год

Распределение по годам обучения

Экзамены

5

Мелкогрупповые
занятия
Индивидуальные
занятия

4
1633,51930,5
1633,5

Групповые занятия

3
35024096
3502,5

Аудиторные
занятия
(в часах)

Промежуто
чная
аттестация
(по
полугодия
м)

Зачеты, контрольные
уроки

2
Структура и объем ОП

Трудоемкость в
часах

1

Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметны
х областей,
разделов и
учебных
предметов

Макси
мальн Самост
оая
учебна ятельна
я
я
нагруз работа
ка

Количество недель аудиторных
занятий
34
34
34
34
33
10
11
12
13
14

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Художественное
творчество

2838

1419

ПО.01.УП.0
Рисунок
1.
ПО.01.УП.0
Живопись
2.

История искусств
История
ПО.02.УП.0
изобразительного
2.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.
Пленэр
01
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем
предметным областям:

2,
4,6,
10



4

4

4

4

3



3

4

4





4

3

4

1

1

1

1

1

1666,5



12

12

12

13

1666,5



22

22

22

23

х

х

х

х

676

912

338

ПО.01.УП.0
Композиция станковая
3.
ПО.02.

1892

2
1,3…
…9
8
2
1,3…
…9
8

574

642
229

60

229

60

3300

169
169

1633,5

112

4,6,8

112

112

3412

8

4…
-10

112

1633,5

1778,5

22

9

В.00.
Вариативная часть
В.01.
Компьютерная графика
В.02.
Печатная графика
В.03.
Бумажная пластика
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с
учетом вариативной части:
Всего количество контрольных
уроков, зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации
К.04.01.
Рисунок
К.04.02.
Живопись
Композиция
К.04.03
станковая
История
К.04.04.
изобразительного
искусства
А.05.00.
ПА.05.01.

169
96
80

ИА.05.02.
ИА.05.02.01
Композиция станковая
.
История
ИА.05.02.02
изобразительного
.
искусства
Резерв учебного времени

68
68
2075,5

4006

90

1930,5

2075,5

29

9

1

1

1

14
26

1
1

1
1

1

14

14

14

14

26

26

26

26

90
20
20

Годовая нагрузка в часах
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

40

8

8

Аттестация
Промежуточная
(экзамены)
Итоговая аттестация

28
12

1

8



8

8

2



2

2

1

1

1

-

Годовой объем в неделях
4
2
1
1
5

1

2

Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые
занятия — от 12 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в
среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и
планируется следующим образом:
Рисунок - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Живопись - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы - по 4 часа в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.
3. Бюджет времени в неделях
Аудиторные
занятия, в том
числе
Год
Промежуточная
промежуточн
обучени ая аттестация
аттестация
я
(экзамены)
в виде зачетов
и
контрольных
уроков
I
34
1
II
34
1
III
34
1
IV
34
1
V
33
Итого:
169
4

Резерв учебного
времени

Пленэр

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
4

Итоговая
аттестация

2
2

Каникулы

Всего

17
16
16
16
4
69

52
52
52
52
40
248

4. График образовательного процесса
График образовательного процесса отражает бюджет времени реализации
ДПОП «Живопись» и утверждается в МАОУ ДОД № 24 «ДХШ» ежегодно.
При

реализации

ДПОП

«Живопись»

со

сроком

обучения

5

лет

продолжительность учебного года с первого по четвертый год обучения составляет
41 неделя, пятый год обучения 37 недель. Продолжительность учебных занятий с
первого по четвертый год составляет 34 недели, пятый год составляет 33 недели.
При реализации ДПОП «Живопись» со сроком обучения 5 лет летние
каникулы устанавливаются: с первого по четвертый год – 11 недель. Осенние,
зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
МАОУ ДОД № 24 «ДХШ» обеспечивает проведение пленэрных занятий в
соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром проводятся
в течение двух недель в июне месяце. Объем времени, отводимый на занятия
пленэром, составляет 28 - 56 часов в год.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 33-34 недели – реализация аудиторных занятий, 3 недели – проведение
пленэрных занятий, в остальное время деятельность педагогических работников
должна

быть

направлена

на

методическую,

творческую,

культурно-

просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
ОП.

(Прилагаются)

5. Программы учебных предметов

6. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной
и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися
Основой для оценки качества образования являются ФГТ. Освоение
обучающимися

ДПОП

«Живопись»

завершается

итоговой

аттестацией

обучающихся, проводимой МАОУ ДОД № 24 «ДХШ».
Оценка качества реализации ДПОП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости в МАОУ ДОД № 24
«ДХШ» используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
просмотры

учебно-творческих

работ.

Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде
письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих

четверть

учебных

занятиях

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство
об окончании МАОУ ДОД № 24 «ДХШ».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны
МАОУ ДОД № 24 «ДХШ» самостоятельно на основании ФГТ. В МАОУ ДОД № 24
«ДХШ» разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся.
По окончании каждой четверти учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную
шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу
в абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;
Композиция станковая
Оценка «5» («отлично»)
Предполагает:
-

знание теоретического материала на уровне требований программы;

-

владение специальной терминологией;

-

знание последовательности ведения работы над композицией;

-

умение выбрать формат для станковой работы;

-

умение грамотно скомпоновать работу в листе, применяя принципы,
закономерности и приёмы компоновки;

-

умение отразить заданную тему средствами композиции;

-

умение выделять композиционный центр, передавать пропорции и характер
изображаемых объектов, соподчинять главное и второстепенное;

-

умение применять средства линейной и световоздушной перспективы;

-

жанр композиционной работы хорошо читается (пейзаж со стаффажем
отличается от портрета на фоне пейзажа);

-

предложенная тема по композиции раскрыта и вызывает эмоциональное
сопереживание у зрителя;

-

изображаемое должно иметь авторские черты (не переходить в подражание
какому-либо художнику);

-

технически грамотно выполнена работа в материале.

Оценка «4» («хорошо»)
Предполагает:
-

знание теоретического материала на уровне требований программы;

-

владение специальной терминологией;

-

последовательности ведения работы над композицией соблюдена;

-

грамотно выполнена композиционная

работа,

но

с

небольшими

пробелами: допущены незначительные ошибки в тональном решении, либо
в перспективных построениях;
-

переданы

пропорции и характер изображаемых объектов, соподчинены

главное и второстепенное;
-

жанр композиционной работы хорошо читается;

-

тема композиции раскрыта;

-

работа технически грамотно выполнена в материале.

Оценка «3» («удовлетворительно»)
Предполагает:

-

неполные знания теоретического материала;

-

неуверенное владение терминологией изобразительного искусства;

-

невыразительное композиционное решение заданной темы;

-

неумело выбран формат для станковой работы;

-

технически слабо выполнена работа в материале.

Оценка «2» («неудовлетворительно»)
Предполагает:
-

незнание теоретического материала на уровне требований программы;

-

невладение терминологией дисциплины;

-

неумение отразить заданную тему средствами композиции;

-

жанр композиционной работы плохо различим;

-

технически неграмотно выполнена работа в материале

Рисунок
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
-

знание теоретического материала на уровне требований программы;

-

владение специальной терминологией;

-

самостоятельный выбор формата;

-

правильную компоновку изображения в листе;

-

последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;

-

умелое

использование

выразительных

особенностей

применяемого

графического материала;
-

владение линией, штрихом, тоном;

-

умение передать материальность предметов в рисунке;

-

умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;

-

умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;

-

творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»
Допускает:

-

знание теоретического материала на уровне требований программы;

-

владение специальной терминологией;

-

некоторую неточность в компоновке;

-

небольшие недочеты в конструктивном построении;

-

незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как
следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;

-

некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
-

неполные знания теоретического материала;

-

неуверенное владение терминологией изобразительного искусства;

-

грубые ошибки в компоновке;

-

неумение самостоятельно вести рисунок;

-

неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки
в построении и тональном решении рисунка;

-

однообразное использование графических приемов для решения разных
задач;

-

незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):
Предполагает:
-

неграмотную компоновку изображения в листе;

-

неумение самостоятельно вести рисунок;

-

грубые недочеты в конструктивном построении;

-

нарушения в передаче тональных отношений;

-

однообразное использование графических приемов для решения разных
задач;

-

незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
Живопись

Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
-

знание теоретического материала на уровне требований программы;

-

владение специальной терминологией;

-

знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;

-

знание

художественных

и

эстетических

свойств

цвета,

основных

закономерностей, создания цветового строя;
-

грамотную компоновку изображения в листе;

-

грамотную передачу локального цвета;

-

последовательное, грамотное и аккуратное ведение живописной работы;

-

построение сложных цветовых гармоний;

-

свободное владение передачей цветовых и тональных отношений между
предметами;

-

свободное владение передачей объема предметов, передачей материальности
различных предметов, плановости световоздушной среды;

-

умелое использование приемов работы

акварелью и гуашью, владение

живописными техниками;
-

умение раскрывать

образное

и

живописно-пластическое

решение в

творческих работах;
-

умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;

-

умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в работе;

-

цельность в изображении натюрморта;

Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
-

знание теоретического материала на уровне требований программы;

-

владение специальной терминологией;

-

некоторую неточность в компоновке;

-

небольшие недочеты в передаче цветовых и тональных отношений между
предметами;

-

обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя.

Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
-

неполные знания теоретического материала;

-

неуверенное владение терминологией изобразительного искусства;

-

ошибки в компоновке изображения в листе;

-

недочеты в передаче цветовых и тональных отношений между предметами;

Оценка «2» («неудовлетворительно»):
Предполагает:
-

неграмотную компоновку изображения в листе;

-

грубые нарушения в передаче цветовых и тональных отношений;

-

неумение самостоятельно вести живописную работу;

-

незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе.

-

невладение живописными техниками.

Пленэр
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
-

грамотную компоновку в листе;

-

точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с
цветом);

-

соблюдение правильной последовательности ведения работы;

-

свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;

-

свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом
световоздушной среды;

-

грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;

-

грамотное использование выразительных особенностей применяемых
материалов и техник;

-

цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;

-

самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.

Оценка 4 («хорошо»)
Предполагает:
-

небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;

-

неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно
исправлять ошибки при указании на них;

-

незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;

-

недостаточная моделировка объемной формы;

-

незначительные ошибки в передаче пространственных планов.

Оценка 3 («удовлетворительно»)
Предполагает:
-

существенные ошибки, допущенные при компоновке;

-

грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;

-

грубые ошибки в тональных отношениях;

-

серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;

-

небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до
завершенности;

-

неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):
Предполагает:
-

грубые ошибки, допущенные при компоновке;

-

искажение пропорций, перспективы при выполнении рисунка;

-

грубые ошибки в тональных отношениях;

-

серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;

-

неумение самостоятельно вести работу;

-

незаконченность, неаккуратность, небрежность в работ.

История искусств
1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из
вопросов изученного курса

на уровне «ученик должен знать» (требования к

уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
«2» ( неудовлетворительно)- незнание теоретического материала на уровне
требований программы;
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает
знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение
первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя,
ориентируется в пройденном материале;
«4»

- учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил

1-2

ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину
вопросов.
«2» ( неудовлетворительно)- незнание теоретического материала на уровне
требований программы;
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в
виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации,
сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения
материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи
проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно
полно раскрыта тема проекта;
«3»

–

тема

оригинальностью.

проекта

не

раскрыта,

форма

подачи

не

отличается

СКУЛЬПТУРА
Оценка «5» («отлично»)
Предполагает:
-

знания

глубокого

самостоятельно
-

понимания

программного

материала

и

умения

выполнить практическую работу, не допустив ошибок;

знания профессиональной терминологии в скульптуре, основных работ
мастеров изобразительного искусства;

-

знания закономерностей построения художественной формы и особенностей
ее восприятия и воплощения;

-

умения создавать грамотные, интересные и смелые творческие композиции
с учетом полученных знаний;

-

умения последовательно вести работу в скульптуре и рельефе по наброскам;

-

умения создавать перспективное изображение предмета в рельефе;

-

грамотное применение инструментов и материалов;

-

умения выделять главное в изученном материале, на основании законов,
правил и

-

примеров обобщать, делать выводы;

отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала.
Оценка «4» («хорошо»)

Предполагает:
-

усвоение обучающимся программного материала, при этом допускаются
неточности и незначительные ошибки;

-

знание видов и жанров скульптуры;

-

знание и применение в своих работах основных приёмов лепки;

-

знание приёмов передачи формы предметов, характерных движений натуры
и эмоций ;

-

умение грамотно построить последовательность выполнения скульптурной
работы;

-

умение выстраивания

композиционной

и пластической

предметами;
-

умение работать над композицией в рельефе;

связи

между

-

творческий подход обучающегося к решению темы.
Оценка «3» («удовлетворительно»)
Предполагает:

-

знание обучающимся основных положений учебного материала, допускает
отдельные ошибки и неточности в содержании знаний;

-

недостаточность знаний о материалах и

инструментах скульптора и их

правильном применении;
-

слабую передачу в лепке выразительных форм и сочетание орнамента с
формой предмета;

-

слабо развитое восприятие натуры;

-

непоследовательное исполнение учебной и творческой работы ;

-

незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе обучающегося;

-

работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность
обучающегося практически отсутствует.
Оценка «2» («неудовлетворительно»)
Предполагает:

-

плохое усвоение материала предмета;

-

обучающийся не в состоянии самостоятельно организовывать свою
деятельность, ставить учебную или творческую задачу и реализовывать её в
материале;

-

невозможность

передать

в

лепке

выразительные

формы,

сочетание

орнамента с формой предмета, используя различные приёмы лепки;
-

отсутствие творчества в создании художественных изделий;

-

не владение

технологией лепки простейших изделий

из

пластичных

материалов.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
МАОУ ДОД № 24 «ДХШ» на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание

профессиональной

терминологии,

основных

работ

мастеров

изобразительного искусства;
знание

закономерностей

построения

художественной

формы

и

особенностей ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.

7. Программа творческой, методической и культурно-просветительной
деятельности образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности МАОУ ДОД № 24 «ДХШ»
создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую
возможность:
выявления и развития одаренных детей в области изобразительного
искусства;
организации творческой деятельности

обучающихся путем проведения

творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации

посещений

обучающимися

учреждений

культуры

и

организаций (выставочных залов, музеев и др.);
организации

творческой

и

культурно-просветительской

деятельности

совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам
искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального
образования,

реализующими

основные

профессиональные

образовательные

программы в области изобразительного искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры
и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и
образования;
эффективной

самостоятельной

работы

обучающихся

при

поддержке

педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального
развития детей, а также социально-культурных особенностей Свердловской
области.
Программа

творческой,

методической

и

культурно-просветительской

деятельности содержит описание целей и задач каждого вида деятельности, их
содержание и направленность, результаты и включается ежегодно в единые планы
работы ОУ на учебный год. Она включает в себя мероприятия, имеющие
периодический системный характер, такие как внутришкольные, районные и
областные олимпиады и конкурсы, педагогические чтения, концерты, тематические
вечера и др.
Примерный перечень мероприятий и форм работы в рамках методической
деятельности:
• участие в конкурсах педагогического мастерства, научно-методических
конференциях,

семинарах,

педагогических

чтениях

(внутришкольных,

городских, районных, областных и региональных),
• создание педагогами методических разработок и рекомендаций (например, к
самостоятельной

работе

учащихся),

написание

методических

работ

различных жанров, способствующих повышению качества образовательного
процесса,

• разработка и коррекция учебных программ,
• разработка дидактических материалов по предметам.
(конкретный перечень составляется ежегодно в едином плане работы школы)
8. Программы учебных предметов
Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой
частью программы «Живопись», разработанной педагогическим коллективом
Школы. Все программы учебных предметов разработаны педагогами по каждому
учебному предмету самостоятельно, в соответствии с учебным планом программы
«Живопись» срок обучения – 5 лет, прошли обсуждение на заседании
методического совета Школы.
Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
-нормативную, является

документом,

обязательным для выполнения в полном

объеме;
-процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и
условия обучения;
-оценочную,

то есть выявляет уровень усвоения

элементов содержания,

устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных
знаний, умений и навыков.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат:
- титульный лист
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его
место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета,
объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной
нагрузки,

объема

времени

на

внеаудиторную

(самостоятельную)

работу

обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных
занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного
предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы,
методы

обучения, описание материально-технических условий реализации

учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты;

- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных
предметов);
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы,
а также, при необходимости, перечень средств обучения.
- список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы
учебного предмета
В

программах

учебных

предметов

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы «Живопись» отражено обоснование объема
времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.
Перечень

программ

учебных

предметов

обязательной части:
ПО01.УП.01 « Рисунок»
ПО01.УП.02 «Живопись»
ПО01.УП.03 «Композиция станковая»
ПО02.УП.01 « История изобразительного искусства»
ПО03.УП.01 « Пленер»
В.00.УП.01 « Компьютерная графика»
В. 00.УП.02 «Печатная графика»
В. 00.УП.03 «Бумажная пластика»

по

предметным

областям

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».