ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Содержание
1.

Пояснительная записка (общие положения, цели, задачи, срок освоения
программы)

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Ранняя
профессиональная ориентация»

3.

Учебный план.

4.

График образовательного процесса.

5.

Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения ОП учащимися.

6.

Условия реализации общеразвивающей образовательной программы в
области Изобразительного искусства

7.

Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.

I.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа МАОУ ДО №
«ДХШ»

24

художественно-эстетической

направленности

«Ранняя

профессиональная ориентация» (Далее – Общеразвивающая программа) направлена
на подготовку учащихся к поступлению в профильные образовательные
учреждения, а также способствует их эстетическому воспитанию.
Общеразвивающая программа в области изобразительного искусства
разработана и утверждена МАОУ ДО № 24 «ДХШ» (далее ДХШ) с учетом
рекомендаций Министерства Образования РФ по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств (21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), а также кадрового потенциала и
материально технических условий образовательной организации, региональных
особенностей.
Программа является ступенью после получения начального художественного
образования в детской художественной школе и адресована выпускникам,
решившим связать свою жизнь с изобразительным творчеством или находящимся в
процессе поиска.
Общеразвивающая программа основывается на принципе вариативности для
различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие
творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого
интереса

к

творческой

деятельности.

При

разработке

и

реализации

общеразвивающей программы в области изобразительного искусства учтена
занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение
детьми

основных

общеобразовательных

программ.

С

целью

привлечения

наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения
доступности художественного образования срок освоения программы составляет: 1
учебный год.
Общеразвивающая программа учитывает возрастные и индивидуальные
особенности учащихся и направлена на:

- подготовку к поступлению в профильные образовательные учреждения;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного, творческого
и

профессионального

становления,

профессиональной

ориентации

и

профессионального самоопределения обучающихся;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области изобразительного
искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности, формирование общей
культуры;
- адаптацию детей к жизни в обществе, организацию содержательного досуга;
удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в
области художественного образования и воспитания;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству в интересах личности,
общества, государства в сфере художественного искусства. Образовательная
программа в области изобразительного искусства ориентирована на:
- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной

отзывчивости,

а

также

профессиональной

требовательности;
- Выявление и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности.
Минимум

содержания

общеразвивающей

программы

в

области

изобразительного искусства обеспечивает развитие значимых для образования,
социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и
художественно творческих способностей ребенка, его личностных и духовных
качеств.

Общеразвивающая программа в области изобразительного искусства
реализуются

посредством

личностно-ориентированного

образования

обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребёнка, а
также воспитания творческой личности способной к успешной социальной
адаптации в условиях быстро меняющегося мира.
При реализации общеразвивающей программы в области изобразительного
искусства ДХШ устанавливает самостоятельно:
- планируемые результаты освоения образовательной программы;
- график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
- содержание и форму итоговой аттестации.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации ДХШ использует контрольные просмотры. Текущий контроль
успеваемости учащихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Проведение промежуточной
аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительной общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства не планируется. ДХШ
разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля
успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью созданы фонды
оценочных средств, включающие типовые задания, методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств,
разработанные

и

утверждённые

ДХШ

соответствуют

целям

и

задачам

общеразвивающей программы в области изобразительного искусства и её учебному
плану.
Содержание общеразвивающей программы в области изобразительного
искусства основывается на реализации учебных предметов области художественно
творческой деятельности. Учебный план состоит из следующих учебных предметов:
рисунок, живопись, композиция, история Урала, прикладная композиция.

II.

Планируемые результаты освоения учащимися программы
«Ранняя профессиональная ориентация».

Результаты

освоения

учащимся

образовательной

общеразвивающей

программы в области декоративно-прикладного искусства по учебным предметам
должны отражать:
в области художественно-творческой подготовки:
Рисунок:
• знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
• умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
• умение моделировать форму предметов тоном, штрихом;
• умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
• навыки владения линией, штрихом, пятном;
• навыки передачи фактуры и материала предмета.
Живопись:
•

знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических

качеств;
• знание разнообразных техник живописи;
• навыки использования основных техник и материалов;
• навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция:
• знание основных свойств, принципов, закономерностей построения композиции,
• знание основных средств выразительности;
• знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;

• умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции
(ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте,
стилизации) в композиционных работах;
• навыки работы в различных техниках и материалах;
• навыки подготовки работ к экспозиции.
Прикладная композиция:
• В среде программы Corel DRAW
Знать в среде Corel DRAW: сферу использования программы Corel DRAW,
инструменты программы, графические примитивы, типы объектов, приёмы работы
с текстом, приёмы работы с векторными изображениями, спецэффекты.
Уметь: настраивать программный интерфейс, выделять, преобразовывать,
группировать и соединять объекты. Изменять «геометрию» объекта с помощью
различных инструментов, создавать и редактировать контуры, работать с цветом,
работать с простым и фигурным текстом, работать с растровым изображениями:
импортировать, редактировать, выполнять трассировку растрового изображения,
экспортировать графическое изображение в другие графические редакторы,
использовать спецэффекты.
• В среде программы Adobe Photoshop
Знать: сферу использования программы Adobe Photoshop, инструменты
программы, типы обработки изображений, приёмы работы с текстом, приёмы
работы с растровыми изображениями, спецэффекты.
Уметь: настраивать программный интерфейс, выделять, преобразовывать,
группировать и соединять объекты, редактировать изображения с помощью
различных инструментов, создавать и редактировать контуры, работать с цветом,
работать

с

простым

импортировать,

и

фигурным

редактировать,

текстом,

ретушировать,

работать

с

изображениями:

экспортировать

графические

изображения и другие графические редакторы, использовать спецэффекты.
В области художественного конструирования: навыкам создания макета
открытки, упаковки, этикетки, обложки книги, и т. д., навыком подготовки макетов
к печати.

История Урала
• преодоление односторонних, деформированных жизненных ценностей и
образовательных приоритетов;
• продолжение формирования творческой личности;
• укрепление мировоззренческой, ценностной, смысложизненной ориентации;
• воспитание чувства гордости за свою Родину;
• создание творческих проектов.

III.

Учебный план.

Пояснительная записка к Учебному плану по программе
«Ранняя профессиональная ориентация»
Основная цель образовательной программы ранней профессиональной
ориентации:

обеспечение условий, способствующих социализации личности

выпускника и достижения качественного уровня образования при реализации
модели учреждения дополнительного образования в образовательной области
«Искусство».
В класс «Ранней профессиональной ориентации» принимаются дети
прошедшие полный курс обучения и получившие свидетельство об окончании
художественной школы. В классе «Ранней профессиональной ориентации»
обучающиеся получают необходимую подготовку к поступлению в образовательное
учреждение следующего уровня и нарабатывают изобразительные навыки.
Зачисление в класс «Ранней профессиональной ориентации» производится на
основании заявления поданного на имя директора школы, приказом по школе без
конкурсных испытаний. Количественный состав групп 8-15 человек.
Программа ранней профессиональной ориентации - (нормативный срок
освоения - 1 год, обучение ведется в 10 классе) - для детей старшего школьного
возраста, закончивших семилетнюю образовательную программу изобразительного
искусства.

Учебный план школы программы ранней профессиональной ориентации
составлен

в

соответствии

с

требованиями

«Примерных

учебных планов

образовательных программ по видам искусств для ДШИ», Москва, 2003 г.,
Министерство культуры РФ, Стр. 12.
Задачи программы ранней профессиональной ориентации: формирование у
учащихся

понимания

направлений

в

художественной

профессиональной

деятельности, обеспечение профессионального самоопределения, формирование
навыков самостоятельной изобразительной учебной деятельности.
Обучение ведется по учебным предметам: рисунок, живопись, станковая
композиция, история искусств ( история Урала), прикладная композиция.
В связи с тем, что компьютерный класс располагает 10 рабочими местами общий
контингент, на занятиях по прикладной композиции (Основы ПЭВМ.
Компьютерная графика) классы могут быть разбиты на большее количество групп.
Нормативная наполняемость групп, обучающихся по программе ранней
профессиональной ориентации 5-15 человек.
Учебный план образовательной программы
ранней профессиональной ориентации
(годичная)

п\п

№

1 год обучения
Наименование предмета

1.

Рисунок

3

2.

Живопись

3

3.

Композиция (станковая)

2

4.

История изобразительного искусства

1

5.

Прикладная композиция*

4

Итого:

13

Максимальная нагрузка при
6 - дневной учебной неделе

13

4. График образовательного процесса по программе
«Ранняя профессиональная ориентация».
Продолжительность обучения 1 год.
Итоговая аттестация проводится по следующим предметам: рисунок,
живопись, композиция, история искусств (История Урала), прикладная композиция.
Учебный

план

дополнительной

общеразвивающей

образовательной

программы в области изобразительного искусства «Ранняя профессиональная
ориентация» при реализации со сроком обучения 1 год общий объем аудиторной
нагрузки составляет 442 часа, в том числе по учебным предметам (УП): УП.1.
Рисунок – 102 часа, УП.2. Живопись – 102 часа, УП.3. Композиция– 68 часов,
История Урала - 34 часа, Прикладная композиция – 136 часов.
Аудиторные занятий проводятся в течение 34 недель. Осенние, Зимние и
Весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации программ
начального общего и основного общего образования.

5. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения общеразвивающей образовательной программы
учащимися.
Оценка качества реализации программы в области изобразительного
искусства «Ранняя профессиональная ориентация» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В
качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться, устные
опросы, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль успеваемости
учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. Итоговая аттестация проводится в форме просмотров, выставок.

6. Условия реализации общеразвивающей образовательной программы
«Ранняя профессиональная ориентация».

Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств,
постижение основ того или иного вида искусства предусматривает при реализации
общеразвивающей программы аудиторные занятия. Количество обучающихся – от
12 человек. Продолжительность академического часа составляет 40 минут.
Продолжительность учебных занятий 36 недель, в течение учебного года,
продолжительность каникул – 2 недели. Качество реализации общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства обеспечивается за счет:

•

доступности, открытости, привлекательности общеразвивающей программы в
области изобразительного искусства для учащихся и их родителей (законных
представителей); • наличия комфортной развивающей образовательной среды; •
наличия качественного состава педагогических работников, имеющих высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Материально-технические условия, созданные в ДХШ, обеспечивают возможность
достижения

учащимися

результатов,

предусмотренных

общеразвивающей

программой, разработанной ДХШ. Материально-техническая база образовательной
организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда. Минимально необходимый для реализации общеразвивающих
программ в области искусств перечень учебных аудиторий специализированных
кабинетов и материально-технического обеспечения соответствует профилю
общеразвивающей программы в области искусств.

7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДХШ
является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к
лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда
ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к
духовным ценностям родного края.
Организация творческой деятельности учащихся по общеразвивающим
программам в области изобразительного искусства осуществляется путем
проведения различного рода творческих мероприятий.

Программа творческой деятельности учащихся включает в себя: участие в
конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня (школьного, городского,
территориального, областного, всероссийского и международного).
Педагогические работники ДХШ осуществляют творческую и методическую
работу: разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в
рамках образовательной программы в области искусств, а также учебнометодическое

обеспечение;

используют

в

образовательном

процессе

образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного
образования в области искусств, а также современном уровне его развития.
С целью организации методической работы в МАОУ ДО № 24 «ДХШ»
проводятся следующие мероприятия:
• консультации, помощь преподавателям при подготовке к аттестации;
• организация и проведение внутришкольных и городских конкурсов;
•

выступления

преподавателей

с

сообщениями

на

заседаниях

педагогического совета;
• участие преподавателей в проведении мероприятий различного уровня:
• мастер-классов, семинаров, «открытых» уроков, внеурочных занятий.
Подведение

итогов

и

обсуждение

результатов

мероприятий

могут

осуществляться в разных формах: совещания с участием директора школы,
заседания педагогического совета, решения педагогического совета, презентации,
приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
Для успешной образовательной деятельности, обеспечивающей качество
обучения, преподавателями ежегодно создается разнообразная методическая
продукция – это методические разработки, методические пособия, дидактический
материал. В школе создан большой фонд иллюстрационного материала, фонд
предметов декоративно-прикладного искусства.
Задачи в области культурно-просветительской деятельности соотносятся со
следующими видами профессиональной деятельности: - педагогическая, - учебноисследовательская.

Основные направления культурно-просветительской работы ДХШ:
• организация и проведение общешкольных и городских конкурсов детского
художественного творчества;
• участие в праздничных мероприятиях города;
• работа преподавателей школы в составе жюри конкурсов и фестивалей
различного уровня;
• организация посещения обучающимися учреждений культуры (выставочных
залов, музеев, и др.);
• организация культурно-просветительских мероприятий совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств
• использование в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры
и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и
образования;
• организация работы по обобщению и ретрансляции педагогического опыта
на семинарах, конференциях, участие преподавателей в просветительских
мероприятиях

различного

уровня

(конференции,

мастер-классы,

конкурсы

педагогического мастерства).
Формы культурно-просветительской деятельности:
Для учащихся: - выставки, - выставки-конкурсы, - конкурсы, - фестивали, мастер-классы, - творческие встречи с художниками, - посещение выставочных
залов, музеев, - участие в выездных пленэрах.
Для преподавателей: -

сотрудничество с другими ДХШ и ДШИ -

ретрансляция педагогического опыта на различных семинарах, - участие педагогов
в конференциях, мастер-классах, конкурсах педагогического мастерства, - участие
преподавателей в конкурсах, выставках и фестивалях различного масштаба.
Ожидаемые результаты:

• высокое качество образования, достаточное для поступления выпускников
в специализированные образовательные учреждения следующего уровня;
• комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая
возможность духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и
художественного становления личности;
• развитие одарённых детей в области изобразительного искусства;
• понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определение наиболее эффективных способов достижения результата;
•

высокий

Планирование

уровень

творческой,

педагогического
методической

мастерства
и

преподавателей.

культурно-просветительской

деятельности МАОУ ДО № 24 «ДХШ» осуществляется ежегодно в начале учебного.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».