26.11.2020
Урок 6 Беседа «Зима»
1 урок
Цели: Вызвать у детей эмоциональный
отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
Задачи:
·
Развивать
художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности
живописи.
Материалы: Репродукция
картины И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»
1 урок
Педагог: Ребята, мы уже
вели с вами разговор о том, какая у нас бывает зимушка-зима, и даже разгадали
тайну картины И. И. Шишкина «Зима». Посмотрите на картину и постарайтесь
вспомнить. Какую загадку загадал художник?
Дети: ответы детей
Педагог: Да, мы узнали один
секрет художников - живописцев: на цвет снега влияет цвет окружающих его
предметов, состояние погоды, времени суток. Поэтому художник нарисовал не белый
снег, а коричневатый, кремовый. Так на цвет снега повлиял коричневый цвет
стволов сосен. Художник использовал немного цветовых тонов, поэтому картина
вызывает ощущение тишины, спокойствия морозного дня, заснеженного и как будто уснувшего леса.
Сегодня
мы с вами рассмотрим еще одну картину, где тоже есть свои загадки. Послушайте,
о чем я вам расскажу.
Педагог: Как- то раз,
Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи.
Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но
вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за
сказочная, необыкновенной красоты
картина открылась перед ним» Скорее писать картину, пока это чудо не исчезло!
Ему хотелось петь, танцевать от радости. Но он схватил краски и стал писать, а
зимушка зима бродила вокруг него и тихонько напевала, мурлыкала свою нежную,
завораживающую песню.
Давайте
посмотрим на эту картину.
Репродукция
картины И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»
Дать
детям посмотреть.
Педагог: Красиво? Что
вас так порадовало?
Дети: ответы детей.
Педагог: Да, мы как
будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные
деревья! А как вы узнали, что это березки?
Дети: ответы детей.
Педагог: По ажурным
опушенным инеем веточкам. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, и
создается ощущение, что это снежная бахрома – необыкновенной красоты цветы. Как
вы думаете ребята, какая это картина? Легкая,
нежная, мягкая картина или громкая, звонкая?
Дети: ответы детей
Педагог: Правильно
картина легкая, нежная, мягкая. Основной тон картины розовато сиреневый,
розовато-голубоватый, холодный.
Художник
выбрал такие цвета, потому что это восход желто - лимонного солнца в морозный
день, оно своими лучами окрасило снег в розовато - сиреневые холодные тона, и
иней на березках вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато - сиреневыми
блестками. Небо у горизонта стало лимонно- желтым от солнца, а выше -
зеленоватым, голубовато – сиреневым.
Разукрасилась Зима…
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите».
Педагог: Ребята, что вам
хотелось делать, глядя на эту картину?
Дети: ответы детей.
Педагог: Вам
приходилось видеть деревья покрытые инеем?
Дети: ответы детей.
Педагог: Как бы вы
ребята назвали эту картину?
Дети: ответы детей
Педагог: Игорь
Эммануилович Грабарь назвал эту картину «Сказка инея и восходящего солнца». Он
услышал нежную, радостную, волшебную песню зимы и передал это в своей картине.