02.12.2020
Тема урока: Гжель. Сказочная гжель.
Цели урок:
1. Познакомить детей с искусством
гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения
и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской
росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
3. Воспитывать интерес к
искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость,
внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям
почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
1. Для учащихся:
Гуашь, кисти, баночка для воды,
лист бумаги ф. А3, простой карандаш, стирательная резинка.
Ход урока:
Давным-давно это было. В
некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих
лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди.
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со
словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при
высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им
лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник:
носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.
Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал.
Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом
помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой
и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее
небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а
над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту
синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И
цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям,
и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир
прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые
мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный
городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают
славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
- Русский живописец Б.М.Кустодиев
говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И
действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне –
исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире.
Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать
различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного
темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде
рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
- Пожалуй самый излюбленный узор
– гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда,
написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы
разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
- Используются завитки, дуги,
сеточки, полосочки, травинки, точки.
- Часто изображают сказочных
животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники,
часы,
Животные и птицы невиданной
красы.
Деревня в Подмосковье
прославилась теперь.
Известно всем в народе ее
название – Гжель.
- Мастера Гжели для росписи
применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем
виден постепенный переход от светлого к темному.
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и
почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами.
Задание: Выполнить – нарисовать панно с
последующей росписью под Гжель.
Порядок выполнения работы :
1 урок: нанести на формат
предварительный рисунок карандашом (сначала
во весь лист контур панно или большого блюда, тарелки, подноса; затем оформляем
центральную часть – узор, а также по краю художественную рамку - узор).
2-3 уроки: Выполняем
роспись в цвете (используя только синий и белый цвет).
4 уроки: роспись рамки, характерный для этой росписи.