16.12.2020
Урок 11
«Небывалые звери»
Иллюстрация к стихотворению Б. Заходера
Сегодня 2 урока
Цель: Изображать животного по воображению.
Задачи:
·
Знакомить с
творчеством Б. Заходера.
·
Уметь
изображать основное строение животного (тулово, голова, шея, конечности).
·
Развивать
навыки сознательного размещения предметов на листе бумаги для выражения
простейших смысловых связей между ними.
·
Развивать
воображение, творческие способности.
·
Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Материалы для учащихся: Формат А – 4, простой карандаш,
любой художественный материал
Для учителя: фотография Б. Заходера
Задание: изображение животного по воображению
Зрительный ряд: Работы детей из фонда школы
Литературный ряд: Стихотворение Б. Заходера «Небывалые звери»
1 урок
Педагог:
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сегодня ты
познакомишься с творчеством Бориса Заходера, а затем придумай и нарисуй
животного по воображению.
Заходер
Борис Владимирович – пот, прозаик, драматург, один из признанных классиков
русской детской литературы.
Он родился 9
сентября 1918 г. Его семья недолго прожила в Молдавии. Затем переехали в
Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать переводчицей. В детстве Б.
Заходер, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но
даже почти не дрался. Правда, несколько таких «боевых эпизодов» вспомнить
удалось.
Однажды,
когда ему не было и семи, обидевшись на родителей, он убежал из дома. Его нашли
и ругать не стали. Но прочли вслух оставленную им записку: «Сиводня я ухажу
навсигда».
Для
мальчишки, который несказанно гордился своей грамотностью, это было хуже
всякого наказания.
Итак,
драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Поэтому
неудивительно, что Борис, не задумываясь, бросался на защиту совершенно
незнакомой кошки. Вот откуда его решительное:
«Наказать я
сам готов,
Тех, кто мучает котов»!
В детстве
Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла
мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.
Ехал Грека
через Реку,
Видит Грека
в реке рак.
Сунул Грека
в реку руку,
Рак за руку
Греку цап.
Или
Шла Собака
через Мост –
Четыре лапы, пятый – хвост!
Если мост
провалится,
То собака
свалится.
В 1935 году
Борис Заходер окончил школу и пришёл на завод. Потом поступил в авиационный
институт. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то, в конце концов,
перешёл учиться в Литературный институт.
В жизни
Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская, 1939
года, и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в
коротком мирном промежутке писал стихи и очерки.
В 1946 году
он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт; в 1947 году в
журнале «Затейник» появилось его первое стихотворение для ребят.
Педагог: Он пишет о
нашем огромном мире, обо всех, кто его населяет, и, наверное, больше всего о
«братьях наших меньших». Вот они, так и мелькают в его книге - на все буквы
азбуки: Аист, Бизон, Воробей, Дикобраз, Ехидна, Индюк, Кит... Ну, этих-то кто
не знает? Но вот, глядишь, попадаются и такие диковины, о которых уже не всякий
слыхал: Суринамская Пипа, Окапи, Коати, - сами их имена звучат, как словечки из
считалки или скороговорки (а ну, попробуйте быстро выговорить:
"Окапи-Коати, Коати-Окапи" - сразу собьетесь). Кажется, будто все эти
звери не существуют на самом деле, хоть и далеко-далеко от нас, а просто
рождены веселой фантазией ребенка. Или - поэта. А если так, то отчего бы не
явиться на свет, скажем, Кавоту? Или Камуту? Или Ктототаму? Тем, кого никогда
не было. И кто теперь - есть.
Чуженицы, Рапуны, Себехи - вот какие совсем Небывалые Звери обитают в стране,
которую Борис Заходер назвал Вообразилией. И не только они:
«Далеко,
Возле
самой границы
Лукоморья;
Чудесной страны,
Где
живут Чуженицы,
Где
пасутся в горах Рапуны,
Где
в волнах темно-синего меха
Помирает
от смеха Себеха,
В
том краю,
Где
встречается Бука
(Правда,
если вы спросите: с кем? -
Ничего
не ответит наука,
Не
помогут ни Гржимек, ни Брем,
В
том краю, где на каждой дорожке
Попадаются
ножки да рожки,
Где
Грифон ходит в гости к Химере,
Где
живут очень редкие звери,
В
высшей степени редкие звери,
Исключительно
редкие звери
И
совсем небывалые звери,
Там
и водится чудо природы -
Тихий
зверь по прозванию Мним.
Сам
Мюнхаузен, долгие годы
Посвятивший
погоне за ним,
Услыхав
это имя, немеет,
Ничего
сообщить не имеет,
И
скорее всего потому,
Что
похвастаться нечем ему...
Рапун
Под
собой не чуя ног,
Скачет
резвый Рапунок.
А
большие Рапуны
Тихо спят и видят сны».
Педагог: Подумай,
кто они такие эти небывалые звери и нарисуй. Нарисуй одного зверя. Используете
свой художественный материал.
2
- 3 урок
Практическая работа.
·
Простым
карандашом нарисуй небывалого зверя.
·
Помести
его в среду обитания.
·
Выполни
работу в цвете.
·
Выполни
детальную проработку.
Педагог: Сегодня
ребята, вы славно поработали. Молодцы! Поставьте себе оценку.
Рефлексия
Продолжи
фразы:
-
Мне было интересно узнать…
-
Я легко справился …
- Мне
было трудно…
Консультация
с родителями в Whatsapp, В Контакте с 18. 00 – 20. 00 часов