24.12.2020
Цель:
художественно-эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание на
примере отечественной истории искусства.
Задачами учебного предмета является формирование:
- знаний основных этапов
развития древнерусского искусства;
- знаний основных
понятий искусства живописи;
- умений определять в живописном
произведении основные черты художественного стиля, выявлять средства
выразительности;
- навыков по восприятию
произведения монументальной и станковой живописи, умений выражать к нему свое
отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыков анализа
произведения живописи.
Задание: составить конспект
урока. Познакомиться с наглядным маткриалом по теме.
Урок 25.12.2020 в 14-30 по
видеоконференции
https://us05web.zoom.us/j/7116723315?pwd=WnIxdG1uWTEvTER5emZsU08xK2ZXQT09
7116723315 E8LD2L
Искусство домонгольского периода тесно связано с религиозной тематикой. Монументальная
живопись представлена фресками и мозаикой (170 оттенков смальты). Станковая
живопись – это икона.
Икона – это живописное
произведение на тему Священного Писания. В архитектурном ансамбле ей отводилось
особое место.
Иконостас
Возникновение
и развитие иконостаса началось в византийском искусстве.
К
началу XVIII века иконостасы в России достигли своего максимального размера. Их
содержание стало чрезмерным. Резко выросло декоративное оформление иконостаса,
превратившее его в архитектурное произведение.
Назначение иконы:
·
Обладает
большей сокральной и культовой значимостью, чем росписи.
·
Главный
смысл ее существования в максимально возможном приближении образа к «божественному
прототипу».
·
При
созерцании иконы человек соприкасается с божественным миром.
Для
иконы характерны те же тенденции, что и для живописи: качество исполнения; образный и
художественный строй.
Главная
тема такого искусства – духовная просветленность, спокойная и глубокая
созерцательность.
Основа
христианского православного сознания – потребность поклоняться зримым образам –
иконам.
Иконы 11 –
13 веков.
· Владимирская
Богоматерь.
· Апостолы
Петр и Павел.
· Ангел Златые
Власы (Архангел Гавриил).
· Спас Нерукотворный.
· Святой
Георгий (Дмитрий Солунский).
· Богоматерь
Оранта Знамение (Великая Панагия).
· Святой
Николай Угодник.
Технология
иконописи.
Термины.
Ковчег – углубление в середине иконы.
Левкас – белая элластичная масса, замешанная на порошке рыбьих пузырей.
Санкирь – красная охра.
Вахрение – высветление.
Пробила или оживки – штрихи белилами.
Лессировка – жидкий слой краски.
Сплавки – плавные преходы.
Византийские иконы писали на кипарисовых досках, а
русские – на липовы, сосновых или дубовых.
В середине доски вырезалось углубление – ковчег.
Грунтовалось и заполнялось
левкасом. Доска
покрывалась позолотой. Санкирем покрывали
святой лик, процарапывали контуры глаз, губ. Разбеленными мазками делали вахрение,
наносили румяна и пробила.
Лессировка жидким слоем темной охры создавала сплавки. Покровной слой –
это темперные краски на желтке с олифой.
Лица озарены лучами сильно света – символ
«божественных энергий», преображающих духовную и физическую природу человека. В
лицах особое выражение «тихости», умиротворенности, внутреннего сияния.