Урок № 8. Лекция. Древнерусская живопись. Иконопись. 29.12.2020

28.12.2020

Цель:  художественно-эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание на примере отечественной истории искусства.

Задачами учебного предмета является формирование:

- знаний основных этапов развития древнерусского искусства;

- знаний основных понятий искусства живописи;

- умений определять в живописном произведении основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

- навыков по восприятию произведения монументальной и станковой живописи, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

- навыков анализа произведения живописи.

 

Задание:  составить конспект урока. Познакомиться с наглядным маткриалом по теме.

  

Урок 29.12.2020 в 10:15 по видеоконференции 

 

https://us05web.zoom.us/j/7116723315?pwd=WnIxdG1uWTEvTER5emZsU08xK2ZXQT09

 

7116723315    E8LD2L


Искусство домонгольского периода тесно связано  с религиозной тематикой. Монументальная живопись представлена фресками и мозаикой (170 оттенков смальты). Станковая живопись – это икона.

Икона – это живописное произведение на тему Священного Писания. В архитектурном ансамбле ей отводилось особое место.

Иконостас

Возникновение и развитие иконостаса началось в византийском искусстве.

К началу XVIII века иконостасы в России достигли своего максимального размера. Их содержание стало чрезмерным. Резко выросло декоративное оформление иконостаса, превратившее его в архитектурное произведение.

 

Назначение иконы:  

·       Обладает большей сокральной и культовой значимостью, чем росписи.

·       Главный смысл ее существования в максимально возможном приближении образа к «божественному прототипу».

·       При созерцании иконы человек соприкасается с божественным  миром.

Для иконы характерны те же тенденции, что и для живописи:  качество исполнения; образный и художественный строй.

Главная тема такого искусства – духовная просветленность, спокойная и глубокая созерцательность.

Основа христианского православного сознания – потребность поклоняться зримым образам – иконам.

 Хочу такой сайт

Иконы 11 – 13 веков.

·       Владимирская Богоматерь.

·       Апостолы Петр и Павел.

·       Ангел Златые Власы (Архангел Гавриил).

·       Спас Нерукотворный.

·       Святой Георгий (Дмитрий Солунский).

·       Богоматерь Оранта Знамение (Великая Панагия).

·       Святой Николай Угодник.

 

 

Технология иконописи.

 

Термины.

Ковчег – углубление в середине иконы.

Левкас – белая элластичная масса, замешанная на порошке рыбьих пузырей.

Санкирь – красная охра.

Вахрение – высветление.

Пробила или оживки – штрихи белилами.

Лессировка – жидкий слой краски.

Сплавки – плавные преходы.

 

Византийские иконы писали на кипарисовых досках, а русские – на липовы, сосновых или дубовых.

В середине доски вырезалось углубление – ковчег.  Грунтовалось и заполнялось

левкасом.  Доска покрывалась позолотой.  Санкирем покрывали святой лик, процарапывали контуры глаз, губ. Разбеленными мазками делали вахрение, наносили румяна и пробила.  Лессировка жидким слоем темной охры создавала сплавки. Покровной слой – это темперные краски на желтке с олифой.

 

Лица озарены лучами сильно света – символ «божественных энергий», преображающих духовную и физическую природу человека. В лицах особое выражение «тихости», умиротворенности, внутреннего сияния.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».