Урок № 1. Иконопись 15 - 17 веков. Великие иконописцы России.

11.01.2021

Цель:  художественно-эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание на примере отечественной истории искусства.

Задачами учебного предмета является формирование:

- знаний основных этапов развития древнерусского искусства иконописи;

- умений определять в живописном произведении основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

- навыков по восприятию произведений станковой живописи, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

- навыков анализа иконописного произведения.

 

Задание:  составить конспект урока. Познакомиться с наглядным материалом по теме.

   

https://us05web.zoom.us/j/7116723315?pwd=WnIxdG1uWTEvTER5emZsU08xK2ZXQT09

 

    E8LD2L

Период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель.

Феофан Грек.  Род.  в 30-е годы 14 в.

Слыл «преславным мудрецом и философом».

Талант его развился на фоне произведений итальянских мастеров. Выбрал для эмиграции Русь  (бежал от церковной и художественной реакции).

Манера письма исключительно индивидуальна:

- напряженный психологизм образов;

- необычайная острота психологических характеристик;

- динамическая свобода и живописность композиционных построений;

- изысканный «тональный колорит», незаурядное декоративное чутьё.

Расписал более 40 церквей в разных странах. В Москве воспитал группу талантливых учеников

·       Преображение (Петр и Павел).

·       Богоматерь Донская.

·       Успение.

Андрей Рублёв (ок. 1360 – ок. 1430).

Его имя связано с Москвой или московскими заказами. Искусство его впитало в себя традиции разнообразных художественных школ.

·       Иконостас Благовещенского собора.

·       Икона «Преображение».

·       Иконостас Успенского собора во Владимире.

·       Спас.

·       Архангел Михаил.Хочу такой сайт

·       Апостол Павел (поясной тип).

Типично русское представление о внешней и внутренней красоте человека.

·       Троица.  (1 четверть 15 века). Единый ритм движения в круге – суть единства Ангелов. А индивидуальность передана позой, жестами и цветом. Форма чаши образована линиями ног Ангелов, в которую погружен Христос. Чаша – символ искупительной жертвы Христа за весь народ.

С именем Рублева связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Его новый эстетический идеал определил лицо московской школы живописи.

Дионисий  (ок. 1440 – ок. 15050).

Происходит из знатного рода и принадлежит к мирянам.

Характерны: преувеличенная удлиненность пропорций, замедленности и мягкость движений («очищенная» человеческая плоть).

·       Митрополит Алексий с житием. 15 век.

·       Распятие (философский пафос).

·       Богоматерь Одигитрия (Путеводительница).

В отличие от Рублева – отсутствие внимательного отношения к человеческому лицу.  Внес много нового в понимание колорита. Влияние его творчества прослеживается в русской живописи до середины 16 века.

                       Иконопись 16 века.

Время царствования Ивана 4 (Грозного).

Канонизация иконографических приемов. Копирование старых мастеров и А. Рублева.

В Москве объединяются художественные школы. Много места в иконописи занимает историческая тема. Проявляется жанровость и архитектура. Церковь политизируется.

·       Церковь воинствующая (динамическое равновесие).

·       Успение Богородицы.

·       Оранта Мирожская . великая Панагия.

·       Чудо Георгия о Змие.

·       Богомватерь Словенская.

                       Иконопись 17 века.

Ломка традиционного мировоззрения. Тяга к наукам. «Обмирщение» искусства. Освобождение от канонов.

·       Годуновская школа. Повествовательность, перегруженность деталями. Большая роль отводится рисунку.

·       Строгановская школа.  Иконная миниатюра. Отделка золотом и серебром.

2 половина 17 века.

Живописцы оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым (разносторонне талантливый человек).

·       Архангел Михаил.

·       Нерукотворный Спас.

·       Миниатюры печатной книги «История о Варлааме и Иоасафе».

Вывод.    В 17 веке древнерусская иконопись прекратила свое существование как господствующая художественная система, но она навсегда заложила духовные и художественные искания для русских художников.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».