14.04.2020
Зарисовка с натуры дерева с дальним планом.
Задачи:Освоение понятия плановости, воздушной перспективы, и связи предметов в пространстве.
Материалы: Мягкий графитный карандаш, уголь, сангина, пастель, ластик.
Последовательность выполнения задания.
1.Давайте поговорим о понятии плановости, воздушной перспективе и о связи предметов в пространстве. Воздушная перспектива и в графике, и в пейзаже построена на принципе – ослабления контраста пространства по мере удаления от зрителя. Дальние объекты мы делаем размытыми и бледными, а ближние объекты мы делаем более темными и контрастными. Мы можем вспомнить ,как во время тумана передние объекты мы видим четко и хорошо, и контрастно, а дальние объекты они размываются в «молоке» превращаясь в едва заметные какие-то очертания и силуэты.
2. Линейно, легко карандашиком намечаем несколько контуров деревьев, в которые будем закладывать тоновые пятна дальнего плана среднего и ближнего. При компановке деревьев в листе помним о законе равновесия основных элементов композиции. С учетом законов и принципов линейной перспективы ближние деревья ( по размеру, ширине и тону) крупные, широкие, контрастные более детализированные. Деревья на дальнем плане меньше по размеру, условные, бледные, без детальной прорисовки.
3. Деревья группируем ,чтобы они образовывали интересные ритмы. Чтобы не было скучно, кроме вертикальных деревьев мы можем нарисовать наклонные.
4. . Намечаем крупные ветки отходящие от ствола. Все это делается намеком . Линия не должна быть жесткой, не должна быть в виде проволоки, не похожей на чертеж. У нас должен быть живой рисунок. Ветки растут не только слева и справа, но и спереди и сзади и с различных сторон под разным углом. Чем выше тянутся веки к солнцу тем они ветвистее , тоньше и светлее.
5. Цилиндрические поверхности стволов освещена по законам светотени, то есть мы имеем свет, полутень, тень, рефлекс и таким образом стволы деревьев на рисунке должены получиться выпуклыми, объемными, не плоскимм. Мы поняли конструкцию изображаемых предметов и усвоили теорию.
6. Приступаем к проработке деталей коры ближнего дерева. Сочетаем, чередуем широкую легкую линию с острой линией четкой. Рисуем разрывы между корой, щели, промежутки, неровные поверхности. Слева нажим на карандаш меньше, кора светлее.
9.Следите за ритмом штриха, чтобы пунктирная линия фактуры коры не была однообразной, размер штришков был разный: шире- уже, ближе -дальше, выше –ниже, чтобы было разнообразие, тогда кора будет выглядеть натуралистической и естественной, потому что в природе мы редко увидим , особенно в деревьях, мы увидим повторение.
10. Корень дерева, ствол дерева появляется из земли не сразу. Он не ровный, поэтому немножко мы намечаем поверхность земли травинки, где-то обобщенно, где-то подробно прорисовываем растения. Плавно землю подводим к стволу дерева. Дерево вырастает из земли и плавно устремляется в верх.
11. Чем выше по стволу дерева штриховка, тем она легче и слабее. Ритмы подчеркивания в теневых местах делают веточки объемными и живыми.
12. Продолжаем набирать тон придерживаясь принципа воздушной перспективы для того, чтобы создать глубину пространства. Стараемся, чтобы дальний план был более обобщен, а первый план более контрастный.
13. Усиливаем падающие тени первого плана, чтобы подчеркнуть характер освещения, сделать рисунок белее выразительным.