13.01.2021
Цель:
художественно-эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание на
примере отечественной истории искусства.
Задачами учебного предмета является формирование:
- знаний основных этапов
развития древнерусского искусства иконописи;
- умений определять в живописном
произведении основные черты художественного стиля, выявлять средства
выразительности;
- навыков по восприятию
произведений станковой живописи, умений выражать к нему свое отношение,
проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыков анализа иконописного
произведения.
Задание: составить конспект
урока. Познакомиться с наглядным материалом по теме.
https://us05web.zoom.us/j/7116723315?pwd=WnIxdG1uWTEvTER5emZsU08xK2ZXQT09
E8LD2L
Период монголо-татарского ига и начала объединения
русских земель.
Феофан
Грек. Род. в 30-е годы 14 в.
Слыл «преславным мудрецом и философом».
Талант его развился на фоне произведений итальянских
мастеров. Выбрал для эмиграции Русь
(бежал от церковной и художественной реакции).
Манера письма исключительно индивидуальна:
- напряженный психологизм образов;
- необычайная острота психологических характеристик;
- динамическая свобода и живописность композиционных
построений;
- изысканный «тональный колорит», незаурядное
декоративное чутьё.
Расписал более 40 церквей в разных странах. В Москве
воспитал группу талантливых учеников
· Преображение
(Петр и Павел).
· Богоматерь
Донская.
· Успение.
Андрей
Рублёв (ок. 1360 – ок. 1430).
Его имя связано с Москвой или московскими заказами.
Искусство его впитало в себя традиции разнообразных художественных школ.
· Иконостас
Благовещенского собора.
· Икона
«Преображение».
· Иконостас
Успенского собора во Владимире.
· Спас.
· Апостол
Павел (поясной тип).
Типично русское представление о внешней и внутренней
красоте человека.
· Троица. (1 четверть 15 века). Единый ритм движения в
круге – суть единства Ангелов. А индивидуальность передана позой, жестами и
цветом. Форма чаши образована линиями ног Ангелов, в которую погружен Христос.
Чаша – символ искупительной жертвы Христа за весь народ.
С именем Рублева связан самый высокий взлет в истории
древнерусского изобразительного искусства. Его новый эстетический идеал
определил лицо московской школы живописи.
Дионисий (ок. 1440 – ок. 15050).
Происходит из знатного рода и принадлежит к мирянам.
Характерны: преувеличенная удлиненность пропорций,
замедленности и мягкость движений («очищенная» человеческая плоть).
· Митрополит
Алексий с житием. 15 век.
· Распятие
(философский пафос).
· Богоматерь
Одигитрия (Путеводительница).
В отличие от Рублева – отсутствие внимательного отношения
к человеческому лицу. Внес много нового
в понимание колорита. Влияние его творчества прослеживается в русской живописи
до середины 16 века.
Иконопись 16 века.
Время царствования Ивана 4 (Грозного).
Канонизация иконографических приемов. Копирование старых
мастеров и А. Рублева.
В Москве объединяются художественные школы. Много места в
иконописи занимает историческая тема. Проявляется жанровость и архитектура.
Церковь политизируется.
· Церковь
воинствующая (динамическое равновесие).
· Успение
Богородицы.
· Оранта
Мирожская . великая Панагия.
· Чудо
Георгия о Змие.
· Богомватерь
Словенская.
Иконопись 17 века.
Ломка традиционного мировоззрения. Тяга к наукам.
«Обмирщение» искусства. Освобождение от канонов.
· Годуновская
школа. Повествовательность, перегруженность деталями. Большая роль отводится
рисунку.
· Строгановская
школа. Иконная миниатюра. Отделка
золотом и серебром.
2
половина 17 века.
Живописцы оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым (разносторонне
талантливый человек).
· Архангел
Михаил.
· Нерукотворный
Спас.
· Миниатюры
печатной книги «История о Варлааме и Иоасафе».
Вывод. В 17 веке древнерусская
иконопись прекратила свое существование как господствующая художественная
система, но она навсегда заложила духовные и художественные искания для русских
художников.