18.01.2021
Тема урока №3: «Алфавит»
Шрифтовая композиция (4 урока).
Цель: формирование
умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса
на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных
законов.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым
композициям в современном дизайне
Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого
воображения, развивать вкус и чувство композиции
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна
Ход урока
Дизайн
– это творческий метод, процесс и результат художественно-технического
проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на
достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом
возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим;
цвет, форма – основные категории и единство, баланс, контраст – основные
принципы дизайна.
Любая буква или иероглиф прежде всего
изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В
глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Картинное, или
рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.
Потом
рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой
написания современных букв. На
смену пиктографическому письму пришло и деографическое.
Предметы изображались либо
символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица,
зверь и т.д.
Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные
одним стилем графического начертания. Под рукой художника-дизайнера буквы
приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того,
каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и
его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер
шрифта.
В
практике художников принято классифицировать шрифты по группам в исторической
последовательности. Такая классификация удобна для восприятия и помогает
изучать графические особенности шрифта.
Какие
требования предъявляются к шрифтовым композициям:
Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно
достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют:
размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
Пропорциональность – соотношение частей и целого.
Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость,
стройность, особую выразительность, соразмерность.
Равновесие – ощущение симметричности.
Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая –
цветная.
Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.
Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.
Буква
состоит из структурных элементов – штрихов:
Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и
кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные
штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками называют дополнительные элементы.
Буква
сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом,
организующим всю композицию. Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль
зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы,
графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе
большие изобразительные возможности.
Материалы: простой карандаш, ластик,
фломастеры, цветные карандаши, лист бумаги.
Задание 1. Написать букву – образ.
Примеры
образов: буква– цветок, буква– зверь, ажурные инициалы, буква– предмет и т.д.
Задание 2. Создать шрифтовую композицию.
Шрифтовая
композиция должна быть выполнена в соответствии с требованиями (также может
быть образом).
Текст
выдержан в одном стиле.
Использованы
разные виды модификации, которые психологически воздействуют на зрителя,
вызывая различные ассоциации.
Для
этого можно использовать такие приемы:
Оттенить
буквы.
Применить
закругленные или прямые подсечки.
Обвести
буквы по контуру.
Применить
полые буквы.
Написать
буквы только с помощью объемной тени и т.д.