19.01.2021
Цели и задачи: Влияние цветовой среды на предметы.
Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения.
Задание: Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне.
Продолжаем работу над рисунком:
Проверяем пропорции, построение, делаем подмалёвок.
Пишем первые два-три слоя очень аккуратно! Нельзя позволять краске течь как ей вздумается. Ждём высыхания поверхности бумаги, прежде чем накладывать очередной красочный слой!
Особенно важно это в касаниях.
Работаем только с натуры!
Описание этапов работы:
Изображение компонуют на плоскости листа, при этом определяют
наибольшую ширину и высоту всей изображаемой постановки, а также
приблизительную глубину, т.е. заход предметов одного за другой.
Затем
определяют большие пропорциональные соотношения между предметами,
найдя каждому их место на плоскости стола и одновременно наметив их
общую форму.
Как отмечал выдающийся художник-педагог П. Чистяков «…Строгое,
полное рисование требует, чтобы срисован предмет был бы так, как он
существует и как он кажется в настоящий момент рисующему. Нужно
поверить нарисованное точно, следовательно, нужны средства твердые и
неизменные. В искусстве рисования средства поверки суть два неизменных,
всегда одинаковых направления. Это направление горизонтальное и другое
направление вертикальное. Относя к ним, все можно поверить, чувствовать
эти два направления в пространстве обязан всякий, имеющий талант к
рисованию».
Все построения ведут линиями без нажима, и предметы рисуют как бы
прозрачными («сквозными»), уточняя их конструктивные особенности.
Если объем предметов решается при помощи светотеневого рисунка, то
на втором этапе намечают падающие и собственные тени предметов,
закрывая их слегка тоном.
Нахождение отношений основных цветовых пятен с учетом общего
тонового и цветового состояния освещенности (её силы и спектрального
состава) очень важно. Например, следует найти цвет горизонтальной
поверхности, фона и основного предмета, а затем уже и остальных
предметов. При этом не покрывать всю поверхность цветом, а лишь
пробовать для начала на отдельных небольших участках, граничащих
между собой.
Цвет стараться подбирать предельно близко к натуре. Замеченные недостатки тут же необходимо корректировать. Все
пространство картинной плоскости заполняется постепенно.
Необходим поиск цвето-тоновых «растяжек» в пределах найденных
основных отношений, а также цветовая лепка объемной формы отдельных
предметов.
Помните, если вы работаете в помещении, то падающий
рассеянный дневной свет придает освещенным поверхностям предметов
холодный оттенок цвета, а теневым – теплый.
Таким образом, при работе над натюрмортом в цвете важно соблюдать
«общее тоновое и цветовое состояние натуры, являющиеся результатом
разной силы освещения. Чтобы передать состояние разной освещенности, при построении цветового строя
этюда не всегда используются светлые и яркие краски палитры. В одних
случаях художник строит отношение в пониженной гамме светлот и силы
цвета (серый день, темное помещение), в других – светлыми и яркими
красками, например, солнечный день. Таким образом, художник
выдерживает тоновые и цветовые отношения этюда в разных тональных и
цветовых диапазонах (масштабах). Это способствует передаче состояния
освещенности…, именно этим состоянием определяется ее эмоциональное
воздействие».
В живописи, как и в
рисунке натюрморта, необходимо большое внимание уделять передаче
пространства. Это передний план (чаще край стола), средний (группа
предметов) и дальний (вертикальная плоскость фона). Так, глубина
пространства передается более насыщенным и контрастным светотеневым
изображением предметов переднего и второго планов.
Считается, что передний план композиции, так как он ближе всего к
зрителю – более яркий, а задний – более темный. В действительности же,
передний план как раз и самый светлый, и самый темный одновременно;
поскольку именно этот своеобразный контраст света и тени действует
вблизи всего сильнее, делая контуры предметов наиболее отчетливыми. Чем
дальше они расположены от глаз наблюдателя – тем бесцветнее и
неопределеннее их контуры; чем неопределённее противоположность света
и тени – тем слабее воздушная перспектива. Этот эффект наиболее ярко
выражен в натюрморте.
В стадии обобщения – в смягчении резких контуров предметов,
приглушении или усилении тона или цвета отдельных предметов,
выделении главного, подчинении ему второстепенного. Здесь необходимо
воспользоваться приемом, часто встречающимся у художников – «коровий
прищур», то есть необходимо смотреть через прищуренные глаза сначала на
натуру, а затем и на свой натюрморт и сравнивать верность найденных
цвето-тоновых соотношений между объектами изображения.
12
И в конечном итоге все живописное изображение приводится к
единству и целостности, к тому впечатлению, которое получает зрение при
цельном видении натуры, выделяя композиционный центр.
Обобщить изображение натюрморта в технике акварели можно,
проведя сырой кистью по нему, где необходимо смягчая, либо усиливая
цветовые контрасты.