12.04.2020
Материалы: акварель, кисть, палитра, баночка для
воды, графитный карандаш, ластик.
Задачи: Передача пространства и состояния в пейзаже.
Чтобы ваш пейзаж выглядел достоверно, важно
соблюдать 3 основных правила.
Первое правило заключается в том, что объекты дальнего плана всегда
выглядят более холодными по цвету, нежели объекты ближнего плана.
Посмотрите на деревья на картинке 1, каковы они
на переднем, среднем и дальнем плане. Видите, как меняется их цвет от
теплого к более холодному и совершенно голубому, голубо-сиреневому вдалеке?
Наиболее явственно эти изменения цветы заметны на
очень далеких объектах. Посмотрите на картинку 2. Мы хорошо различаем, что горы вдали
приобретают совершенно голубой оттенок. Хотя на самом деле они, конечно же,
имеют ту же растительность, что и горы ближнего плана.
Второе правило - детальность переднего плана и общность дальнего.
Глаз человека по-разному видит передний и дальний
план. Если мы смотрим на предметы вблизи, то видим их четко, а дальние при
этом размываются. Эта анатомическая особенность используется в живописи.
Так, объекты переднего плана
изображаются более детально
В акварели при этом часто используется техника
письма по-сухому, когда мы прорисовываем разные детальки,
цветочки-стебелечки тонкой кистью.
А дальний план, в свою очередь,
мы пишем общо, размыто, в технике письма по-сырому или крупными кистями, с
размытием.
Третье правило - это различие соотношений тона
вблизи и вдали.
На переднем плане мы видим контрастные сочетания
света и теней, вдали тона сближаются по тону, светлое темнеет, темное -
светлеет.
В результате дальний план
становится не столь контрастным по тону, свет и тень стремятся стать едиными по
светлоте.
Обратите внимание на акварельные работы на фото 3,
как хорошо подчеркивает глубину пространства темное дерево на переднем плане.
На среднем и дальнем планах растут такие же деревья, но насколько они светлее
становятся из-за своей удаленности.
Последовательность действий:
1. Наметить
на листе линию горизонта. Легкими линиями наметить ширину и высоту объектов
(деревья, постройки), определить сколько места их очертания займут на листе. На
данном этапе не нажимаем сильно на карандаш. Составляем композицию, при
необходимости исправляем с помощью ластика
2. Определить
точки схода, помним, что все параллельные линии в перспективе сходятся
на линии горизонта. Чаще всего точки схода находятся за пределами листа, на
котором делается рисунок, поэтому их нужно будет просто представить.
3. Простроить объекты в соответствии с
перспективными сокращениями, без прорисовки мелких деталей.
4. Приступаем к работе акварелью. Писать этюд
начинаем с неба и со светлых участков объектов,
темные тона добавляем в конце работы. Обязательно смешиваем цвета, не берем
готовые из набора красок, пишем
плоскости стен в виде цветовых пятен разного оттенка. Краски разбавляем
водой, чтобы они ложились на бумагу
полупрозрачно, не плотно. Не бойтесь
экспериментировать с цветом.
Помним правило - чем дальше от нас объект тем
холоднее на нем оттенки, чем ближе - тем теплее. Вблизи забор должен быть более
теплого оттенка, чем вдалеке.
5. Заполняем цветом всю плоскость листа, передавая
свет и тень на объектах.
Помним правило - чем ближе к нам объект, тем светлее
будет на нем свет и темнее тень, они будут смотреться контрастно. И
наоборот - чем дальше от нас объект , тем меньше контраст между светом и тенью,
вдалеке они будут сливаться. В тени цвет
объекта с теплым оттенком, на свету - с холодным оттенком.
6. Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали на
переднем плане, дальний план можно оставить
в виде цветовых пятен без лишних
подробностей. На данном этапе необходимо работать в технике
"по-сухому", то есть предварительно дать работе полностью высохнуть.