30.01.2021
Материалы:
тетрадь, ручка, карандаш.
Цель: художественно-эстетическое
развитие личности учащегося. Знакомство с искусством Византии.
Задачами учебного предмета является формирование:
- знаний основных этапов и
понятий изобразительного искусства;
- умений определять в произведении
изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять
средства выразительности;
- навыков по восприятию
произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение,
проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыков анализа произведения
изобразительного искусства.
Задание. Конспект
лекции. Знакомство с образцами архитектуры и живописи Византии.
Ссылка на
видеоконференцию:
https://us05web.zoom.us/j/7116723315?pwd=WnIxdG1uWTEvTER5emZsU08xK2ZXQT09
E8LD2L
Византия
(395 – 1453 гг) существовала
более 1 тысячи лет.
Эстетическим идеалом Византии становится Бог – источник красоты и душевного
равновесия. Приходит искусство, стремящееся возвысить чувства, нравственные
качества и духовную силу человека
Архитектура.
Неф – деление интерьера храма рядами колонн.
Апсида – полукруглый выступ, в котором размещался алтарь.
Алтарь – жертвенник.
Большие и богатые города, где процветали ремесла и
торговля.
Основной строительный материал – обожжёный кирпич
(квадратной плоской формы). Колонны из тесаного камня. Строились городские
укрепления, дворцы, термы. Акведуки, подземные цистерны для воды, монастыри.
В каждом городе Византии было много храмов. Жители были
благочестивы и трудолюбивы. Государство было очень богатым и заботилось о
процветании граждан.
Ведущий архитектурный тип – храм на основе базилики.
Другой тип – центрический (это компактный объем,
перекрытый куполом).
Молились на алтарь лицом к востоку, вход был на западе.
Поэтому храмы стали удлиненной формы.
· Церковь
Святой Софии Константинопольской (532
-537). Архитекторы Анфимий и
Исидор. Диамерт купола 31,5 м. (София –
христианская мученица по преданию казненная в Риме вместе с дочерьми Верой, Надеждой и Любовью). Внешний облик храма суров, а внутреннее
убранство поражает богатством.
Поздний период Византии характерен строительством
монастырских ансамблей. Центром был главный храм – Каталикон (Кафаликон)
крестово-купольной конструкции. Небольшие церкви были однокупольные, а большие храмы
– пятикупольные.
Поверхность стен украшалась чередованием горизонтальных
полос красного кирпича и желтого камня, орнамент из зубчиков и впадин.
Вывод. Элементы архитектуры Византии были
унаследованы странами: Россией, Болгарией, Грецией, Югославией, Арменией,
Грузией.