19.04.2020
Зарисовка с натуры скамейки в перспективе.
Задача: Компоновка в листе бумаги. Освоение перспективы в пейзаже, светотени, передачи объема в пространстве.
Материалы: мягкий графитный карандаш, уголь, сангина, пастель, ластик.
Последовательность выполнения задания.
Предлагаю перед выполнением сегодняшнего задания сделать несколько упражнений. Давайте освежим знания о линейной перспективе. Зная ее законы, вы сможете изображать предметы объемные предметы на плоскости с восприятием предмета человеком. А так же делать точный рисунок любой натуры.
Упражнение № 1. « железнодорожные рельсы»
Приведу простой пример на железнодорожных рельсах. Мы знаем, что рельсы это две параллельные линии, но вдруг замечаем, что в дали они сходятся в одной точке. Парадокс как может показаться на первый взгляд. На самом же деле это лишь иллюзия нашего зрения, таким образом, устроен наш глаз.
Линия, на которой сходятся параллели, называется линия горизонта. А точка, в которой они сходятся точка схода. Линия горизонта всегда располагается от уровня наших глаз, независимо от того в каком положении мы находимся , сидя или стоя.
Сформулируем первый закон перспективы - параллельные линии идущие к линии горизонта всегда сходятся в одной точке схода. Линии параллельные линии горизонта всегда остаются таковыми, а так же вертикальные.
Сформулируем второй закон перспективы – к линии горизонта уменьшаются расстояния и размеры. Заметим, на наших рельсах и длинные шпалы и расстояния между ними уменьшаются к линии горизонта. Так же наглядно выглядит шахматная доска.
Упражнение № 2 «шахматная доска».
Намечаем линию горизонта, потому что все соотносится относительно выше линии горизонта, ниже линии горизонта, на линии горизонта.
1. Намечаем линию параллельную линии горизонта на некотором расстоянии друг от друга.
2. Выбираем точку схода на линии горизонта.
3. Обозначаем дину линии по краям. Теперь делим пополам. Половинки еще пополам. И еще каждую пополам. Таким образом на линии ( отрезке) получилось 8 засечек.
4. Мы все делаем на глаз (без линейки) для тренировки нашего глазомера.
5. Из каждой засечки проводим линии в точку схода.
6. Отмечаем дальнюю грань шахматной доски. Делаем это на глаз, так как шах. доска это у нас квадрат постарайтесь его сделать не слишком вытянутым и не слишком сплюснутым.
7. Затем проводим диагональ, Она пересекает отрезки проведенные к точке схода и через получившиеся точки мы так же будем строить отрезки параллельные линии горизонта. Все делаем от руки.
8. Теперь для создания именно шахматной доски нужно заштриховать шахматные квадратики.
Упражнение № 3. « вертикальные элементы»
Чтобы нарисовать вертикальные линии столбы, деревья или фонари вдоль дороги все делаем аналогично как предыдущие задания.
Как выполнить упражнения подробнее - смотрите видео - урок «основы линейной композиции».
"Зарисовка с натуры скамейки в перспективе"
Итак упражнения выполнили , переходим к основному заданию, нашей скамейке.
1. Внешний вид скамейки, по своей конструкции ,напоминает нам простую геометрическую фигуру – параллелепипед.
2. Определились с линией горизонта, далее намечаем пропорции скамейки ( высота к ширине). Размещаем ее в соответствии с заданным форматом, чтобы не получилось слишком мелко или крупно. Соблюдаем равновесие в композиции.
3. Работа ведется поэтапно от больших пропорций к маленьким. Сначала строим параллелепипед с учетом линейной перспективы. Затем будем вписывать скамейку в заданной фигуре.
4. Намечаем высоту ближней грани от которой мы будем искать наклоны линий , уходящих на линию горизонта в две точки схода. Чаще всего тоски схода находятся за приделами листа , на котором делается рисунок, поэтому их нужно просто представить.
5. Сравниваем ширину и длину скамейки с четом перспективных сокращений. Намечаем высоту сидения и проводим линии в две точки схода.
6. Переходим к мелким деталям конструкции.
7. От линейно конструктивного рисунка переходим к объемному. Для этого, определяете, с какой стороны у вас находится свет и тень. Мягким материалом наносим штрихи различными тоновыми пятнами , линиями, точками в зависимости от освящения . Не забываем собственные тени на предмете и падающие от предмета (скамейки).
8. Пространство вокруг скамейки не оставляем белым, погружаем в среду с учетом плановости и свето воздушной перспективы.
Более подробно построение скамейки смотрите видео – урок.