16.04.2020
Задачи: передача состояния природы цветом и тоном,
проследить влияние
освещения на цветовую гамму.
Материалы: акварель, кисти, палитра, емкость для воды, лист А4 (1 шт.)
Короткий этюд на
состояние отличается поставленной задачей: уловить редкое, мимолетное состояние
природы. Очевидно, что
состояния освещенности в солнечный и пасмурный день будут совершенно разные,
точно так же как утреннее, дневное и ночное освещение.
Каждое время суток обусловлено определенным
характером освещения: утро - желто-розовое, день - золотистый, вечер
-оранжево-красный, при свете луны - освещение серо-голубое.
В написании этюда на состояние есть несколько
правил.
1.Живопись на состояние должна быть средней плотности, краска не должна быть слишком жидкой или густой.
2. Повышенная цветность. Небольшой этюд, взятый в цвете "точь в точь" будет смотреться вяло, цвета нужно намеренно усилить.
3. Этюд должен "читаться" на расстоянии, состояние природы не должно мешать тоновому решению пейзажа.
Последовательность действий:
1. Намечаем на листе очертания объектов пейзажа. На данном этапе не нажимаем сильно на карандаш. Составляем композицию, при необходимости исправляем с помощью ластика
2. Писать этюд начинаем с неба, обязательно смешиваем цвета, не берем готовые из набора красок. Совет — сравните цвет неба на небосклоне и цвет его в самом зените, найдите разницу оттенков между тем и другим местом неба (где теплее, где светлее). Не раскрашивайте небо однообразной краской. Так же надо различать цвет той части неба, которая ближе к солнцу, от цвета его более удаленной от солнца части.
Помним правило - чем дальше от нас объект тем холоднее на нем оттенки, чем ближе - тем теплее. На данном этапе можно применить технику "по-сырому" - рисование по смоченной водой бумаге.
3. Заполняем цветом остальную плоскость листа, передавая
свет и тень.
Сильный поток световых
лучей, как правило, высветляет цвет, делает его малонасыщенным. Вместе с тем к
свету присоединяется еще дополнительное освещение от голубого неба.
Плоскости, близкие к
земле, будут казаться теплыми, землистыми по цвету, так как на них падает
отсвет от почвы. Наоборот, формы, обращенные к небу, будут нести на себе
рефлексы цвета неба (понаблюдайте верхушки деревьев, крыши домов, бугорки и
возвышенности на поверхности земли, выпуклости камней, верхние доски скамьи и
т. д.). Освещение оказывает объединяющее цветовое влияние на все предметы и
объекты натуры.
Тщательно выдерживайте цветовые отношения. Смешивайте между собой краски, упорно добиваясь нужного оттенка.
Помним правило - чем ближе к нам объект, тем светлее будет на нем свет и темнее тень, они будут смотреться контрастно. И наоборот - чем дальше от нас объект , тем меньше контраст между светом и тенью, вдалеке они будут сливаться.
К особенностям
солнечного освещения следует отнести также четко выраженную холодность собственных и падающих теней, окрашенных
отраженным цветом неба.
4.Прорисовываем контрастные тени. Рисуя солнечный день, обратите внимание на контрастность светотени. Понаблюдайте и смело берите контрасты между ярко освещенными планами пейзажа и глубокими, с сильными рефлексами тенями.
Тени в
солнечный день наиболее насыщены цветом. В падающих на горизонтальные
поверхности тенях сильны холодные рефлексы неба.
Сумейте написать тени прозрачно (ведь они пронизаны солнечным светом), иначе в этюде нельзя будет передать сияние общего ясного тона дня. При всей определенности и глубине тени не имеют резких очертаний.
5. Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали на переднем плане : кору на стволе дерева, листву на ближних ветках, травинки под деревом. На данном этапе необходимо работать в технике "по-сухому", то есть предварительно дать работе полностью высохнуть.
Заканчивая этюд, проверяйте, верно ли переданы
особенности пасмурного и солнечного освещения, соответствует ли колорит этюда
цветовой гамме натуры. Посмотрите, не слишком ли увлеклись вы деталями, не
ошиблись ли в определении их тона и не нарушают ли они поэтому цельности этюда.
В таком случае обобщите этюд, добавив общий оттенок во все объекты пейзажа. Как
бы ни были разнообразны цвета натуры, общий цвет освещения объединяет все многообразие
красок пейзажа в единый гармоничный колорит.