Тема № 4. Урок 1. "Русское искусство рубежа 19-20 веков". Лекция 02.02.2022

02.02.2022

Цель:  Художественно-эстетическое развитие обучающихся.

Задачами учебного предмета является формирование:

- знаний основных этапов развития изобразительного искусства 20 века;

- знаний основных понятий изобразительного искусства;

- знаний основных художественных школ в русском изобразительном искусстве;

- умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

- умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

- навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

- навыков анализа произведения изобразительного искусства.

 

Задание:  составить конспект занятия, познакомиться с представленными произведениями выдающихся русских живописцев.

 

Термины:

«Серебрянный век» проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца 19 – начала 20 веков.Хочу такой сайт

Модерн – (фр. – «новейший», «современный») разрыв с классическими традициями. Импровизация на выбранную тему. Символические и иносказательные образы в живописи.


Рубеж 19-20-го столетий являлся переломным для России, она пережила взлёты и падения в экономике, унижение в русско-японской войне 1904-1905-х годов, первую революцию в 1905-1907-х годах, 1-ю мировую войну, огромные людские и материальные потери. Как следствие две революции в 1917 году, которые смели монархию и буржуазию. Однако, русское искусство и литература переживали большой бум.

В 1881 году Павел Михайлович Третьяков открывает в Москве частную картинную галерею, которую потом в 1982 году передаёт в дар городу. Картины лучших российских мастеров стали доступны широкой публике.

В 1898 году в Санкт-Петербурге открывается ещё один музей — Русский музей императора Александра 3.

А в 1912 году в Москве по инициативе историка Цветаева Ивана Владимировича открывается третий музей — Музей изящных искусств (сейчас Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

«Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры философ Н.А. Бердяев. На смену  традициям передвижников пришёл стиль модерн (гибкие, текучие линии в архитектуре,  символические и иносказательные образы в скульптуре и живописи,  изощрённые шрифты и орнаменты в графике). 

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) 

Уходя в мир чувств, живописец искал свой идеал в глубоко и искренне верующих людях прошлого. В своих картинах отразил события православной духовной жизни. Запечатлел образы монахов и пустынников, мечтателей и задумчивых девушек. Тему уединения, душевного покоя мастеру помогает раскрыть лирический русский пейзаж. Природа на полотнах тиха и спокойна.

«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) – центральное произведение Нестерова – открывает «Сергиевский цикл», отражающий жизнь и труды «игумена земли русской» святого Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры. В стилистике картины проступают признаки национального варианта модерна, в работе тесно переплелись реальность и видение. Хрупкая фигура мальчика является смысловым центром композиции. Вокруг реальный пейзаж в окрестностях Абрамцева, что недалеко от Сергиева Посада, от лавры.

Участвовал в росписях известных церквей: Владимирского собора в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве и др. Успешно работал в жанре портрета. 



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».