02.02.2022
Цель: Художественно-эстетическое развитие обучающихся.
Задачами учебного предмета является формирование:
- знаний основных этапов развития изобразительного искусства 20 века;
- знаний основных понятий изобразительного искусства;
- знаний основных художественных школ в русском изобразительном искусстве;
- умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
- умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Задание: составить конспект занятия, познакомиться с представленными произведениями выдающихся русских живописцев.
Термины:
«Серебрянный век» - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца 19 – начала 20 веков.
Модерн – (фр. – «новейший», «современный») разрыв с классическими традициями. Импровизация на выбранную тему. Символические и иносказательные образы в живописи.
Рубеж 19-20-го столетий являлся переломным для России, она пережила взлёты и падения в экономике, унижение в русско-японской войне 1904-1905-х годов, первую революцию в 1905-1907-х годах, 1-ю мировую войну, огромные людские и материальные потери. Как следствие две революции в 1917 году, которые смели монархию и буржуазию. Однако, русское искусство и литература переживали большой бум.
В 1881 году Павел Михайлович Третьяков открывает в Москве частную картинную галерею, которую потом в 1982 году передаёт в дар городу. Картины лучших российских мастеров стали доступны широкой публике.
В 1898 году в Санкт-Петербурге открывается ещё один музей — Русский музей императора Александра 3.
А в 1912 году в Москве по инициативе историка Цветаева Ивана Владимировича открывается третий музей — Музей изящных искусств (сейчас Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
«Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры философ Н.А. Бердяев. На смену традициям передвижников пришёл стиль модерн (гибкие, текучие линии в архитектуре, символические и иносказательные образы в скульптуре и живописи, изощрённые шрифты и орнаменты в графике).
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942)
Уходя в мир чувств, живописец искал свой идеал в глубоко и искренне верующих людях прошлого. В своих картинах отразил события православной духовной жизни. Запечатлел образы монахов и пустынников, мечтателей и задумчивых девушек. Тему уединения, душевного покоя мастеру помогает раскрыть лирический русский пейзаж. Природа на полотнах тиха и спокойна.
«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) – центральное произведение Нестерова – открывает «Сергиевский цикл», отражающий жизнь и труды «игумена земли русской» святого Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры. В стилистике картины проступают признаки национального варианта модерна, в работе тесно переплелись реальность и видение. Хрупкая фигура мальчика является смысловым центром композиции. Вокруг реальный пейзаж в окрестностях Абрамцева, что недалеко от Сергиева Посада, от лавры.
Участвовал в росписях известных церквей: Владимирского собора в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве и др. Успешно работал в жанре портрета.