03.02.2022
Урок № 4. Искусство России 18 века.
Цель: художественно-эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание
на примере отечественной истории искусства.
Задачами учебного предмета
является формирование:
- знаний основных этапов развития изобразительного
искусства;
- знаний основных понятий
изобразительного искусства;
- знаний основных художественных школ
в русском изобразительном искусстве;
- умений определять в произведении
изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять
средства выразительности;
- навыков по восприятию произведения
изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить
ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыков анализа произведения
изобразительного искусства.
Задание: составить конспект урока. Познакомиться с наглядным
материалом по теме.
России закончилось средневековье и началось Новое время. За несколько десятилетий
русское искусство превратилось из религиозного в светское. Были освоены
новые жанры: портрет, натюрморт, пейзаж. Петр 1 окружил двор иностранными
архитекторами, живописцами, скульпторами.
Архитектура Санкт-Петербурга 1 половины 18 века.
Название столицы произошло от «крепости Святого Петра» (Апостол Петр был
покровителем Петра 1).
Заложен город 16 мая 1703 года на Заячьем острове. Господствующий
стиль – барокко.
· Петропавловская
крепость стоит на дубовых сваях.
· Дворец Меньшикова.
Первая гражданская апостройка.
· Кунсткамера (музей искусств).
· Здание двенадцати
коллегий (министерств). Архитектор Доменико Трезини.
· Здание Адмиралтейства
(судоверфи) 1704 г.
· Зимний дворец Петра 1.
(Эрмитаж). 1762 г. Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.
· Летний дворец. (арх.
Доменико Трезини и Андреас Шлютер). Петр подарил его своей жене Екатерине
Алексеевне.
· «Летний сад» похож на
Версальский с античными статуями из Италии.
Уже в 1 половине 18 века С-Петербург был окружен императорскими
резиденциями. В 30 -40 годы работали такие зодчие как М.Г. Земцов, П.М.
Еропкин, И.К. Коробов. Адмиралтейство приобретает шпиль.
В 50 – 60 годы при правлении Елизаветы Петровны вновь строятся роскошные
дворцы.
Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771).
Работал в стиле барокко.
· Летний дворец
(не сохранился).
· Зимний дворец. Это
целый город. Фасады с колоннами имеют двухчастное деление. На крыше
декоративные вазы и статуи продолжают вертикали колонн.
· Собор Воскресения в
Смольном монастыре.
Великолепные церкви и соборы Растрелли соединяют традиции древнерусской
архитектуры и европейского барокко.
Царское Село (город Пушкин).
· Большой дворец – Екатерининский.
· Парковые павильоны «Грот» и «Эрмитаж».
Архитектура Москвы 1 половины 18 века.
· Сухарева башня
(арх. Михаил Чоглоков). В ней располагались навигатская и математическая
школы и первая в России обсерватория (разобрана в 1934 году).
· Колокольня
Троице-Сергиева монастыря (арх. Д.В. Ухтомский)
· Красные ворота
(разобраны в 1928 году).
Вывод. Характерная черта архитектуры начала 18 века «спрессованность», т.к.
соседствуют традиции древнерусские и новоевропейские, идет поиск новых стилевых
направлений барокко, рококо.