02.02.2022
Материалы: тетрадь, ручка, карандаш.
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося. Знакомство с искусством Древнего Рима.
Задачами учебного предмета является формирование:
- знаний основных этапов и понятий изобразительного искусства;
- умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
- навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Задание. Конспект лекции. Знакомство с образцами искусства.
Термины:
Палестра – открытая площадка для гимнастических упражнений.
Базилика (гр) – прямоугольное здание, разделенное внутри колоннами.
Иконография – строгая система изображения Святых.
Последние римские императоры.
Важным в архитектуре были размер и декор здания.
· Грандиозные термы с мозаичными полами, скульптурами и палестрами.
В скульптуре – строгое следование канону – скованность поз и жестов, отражение силы, властности, жестокости.
В живописи – символический характер мозаики («мерцающая живопись»).
Символы Иисуса Христа – лоза, пастух, рыба, деревянный крест и дерево с пасущимися овцами (человеческими душами). Отсюда – понятие паства и пастор.
Оранта – молящаяся женщина с поднятыми руками трактовалась как Дева Мария.
Позднее христианская символика сложилась в иконографию.
В 326 году император Константин начал строительство новой столицы – Константинополя, мечтая затмить Рим, как церковный центр.
Два типа храмов – крестово-купольные и на основе базилики.
Феодосий Великий – последний император, передавший власть сыновьям – Аркадию на востоке и Гонорию – на западе. Римская империя разделилась на два государства и в 476 году прекратила свое существование.
На землях восточно-христианского мира начал формироваться новый художественный стиль. Именно ромеи – эллины с богатым античным культурным наследием заложили основы нового государства – Византии.