08.02.2022
Цель: художественно-эстетическое развитие личности
учащегося.
Задачами учебного предмета является формирование:
- знаний основных этапов развития западно-европейского
изобразительного искусства;
- знаний основных понятий изобразительного искусства;
- знаний основных художественных школ в западно-европейском
изобразительном искусстве;
- умений определять в произведении изобразительного
искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства
выразительности;
- навыков по восприятию произведения изобразительного
искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи
с другими видами искусств;
- навыков анализа произведения изобразительного
искусства.
Задание: составить конспект, рассмотреть
наглядные материалы к уроку.
Великая Французская революция (1789—1799) уничтожила монархию и установила
республику, надолго определила пути развития европейской культуры, Свободы,
Равенства и Братства. Однако не прошло и пяти лет, как свобода обернулась
деспотизмом, идея равенства привела к массовым казням, а во имя братства всех людей
были развязаны захватнические войны. Но главным открытием века стало осознание
неповторимой ценности человеческой личности.
В первой половине XIX в. соперничали два направления — неоклассицизм
и романтизм.
Расцвет неоклассицизма пришёлся на годы Великой французской революции и
период правления Наполеона I. Этот стиль господствовал в архитектуре,
изобразительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении трёх первых
десятилетий XIX в. Для людей того времени жизнь древних греков и римлян была не
только идеалом красоты, но и моделью мира, который они пытались построить.
Новое направление в европейской культуре — романтизм (франц.
romantisme) — выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII— XIX вв.
Основное в романтическом произведении — чувства и фантазия автора. Для
художника-романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что
он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило,
которое он чтил, — это верность себе, искренность художественного языка.
Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием
господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.
Архитектура
В первой половине XIX
столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство.
Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой
характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных
зданий.
Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет. К середине столетия
основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие
романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции
архитектуры прошлого — так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко .
Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму —
механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.