09.02.2022
Материалы: тетрадь, ручка, карандаш.
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося. Знакомство с
искусством Византии.
Задачами учебного предмета
является формирование:
- знаний основных этапов и понятий
изобразительного искусства;
- умений определять в произведении
изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять
средства выразительности;
- навыков по восприятию произведения
изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить
ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыков анализа произведения
изобразительного искусства.
Задание. Конспект лекции.
Знакомство с образцами архитектуры и живописи Византии.
Византия (395 – 1453 гг) существовала более 1 тысячи лет.
Эстетическим идеалом Византии становится Бог – источник красоты и душевного равновесия. Приходит искусство, стремящееся возвысить чувства, нравственные качества и духовную силу человека.
Архитектура.
Неф – деление интерьера храма рядами колонн.
Апсида – полукруглый выступ, в котором размещался алтарь.
Алтарь – жертвенник.
Большие и богатые города, где процветали ремесла и торговля.
Основной строительный материал – обожжёный кирпич (квадратной плоской формы).
Колонны из тесаного камня. Строились городские укрепления, дворцы, термы.
Акведуки, подземные цистерны для воды, монастыри.
В каждом городе Византии было много храмов. Жители были благочестивы и
трудолюбивы. Государство было очень богатым и заботилось о процветании граждан.
Ведущий архитектурный тип – храм на основе базилики.
Другой тип – центрический (это компактный объем,
перекрытый куполом).
Молились на алтарь лицом к востоку, вход был на западе. Поэтому храмы стали
удлиненной формы.
· Церковь Святой
Софии Константинопольской (532 -537). Архитекторы Анфимий и
Исидор. Диамерт купола 31,5 м. (София – христианская мученица по преданию
казненная в Риме вместе с дочерьми Верой, Надеждой и Любовью).
Внешний облик храма суров, а внутреннее убранство поражает богатством.
Поздний период Византии характерен строительством монастырских ансамблей.
Центром был главный храм – Каталикон (Кафаликон) крестово-купольной
конструкции. Небольшие церкви были однокупольные, а большие храмы –
пятикупольные.
Поверхность стен украшалась чередованием горизонтальных полос красного
кирпича и желтого камня, орнамент из зубчиков и впадин.
Вывод. Элементы архитектуры Византии были унаследованы странами: Россией, Болгарией, Грецией, Югославией, Арменией, Грузией.