16.02.2022
Цель: художественно-эстетическое развитие личности
учащегося. Знакомство с искусством Византии.
Задачами учебного предмета является формирование:
- знаний основных этапов и понятий
изобразительного искусства;
- умений определять в произведении изобразительного
искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства
выразительности;
- навыков по восприятию произведения изобразительного
искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи
с другими видами искусств;
- навыков анализа произведения изобразительного
искусства.
Задание. Конспект лекции. Знакомство с
образцами живописи Византии
Материалы: тетрадь, ручка, карандаш.
Живопись Византии
Религиозная
живопись, связанная с оформлением христианских храмов.
Виды
живописи:
монументальная - мозаика и фреска;
станковая - иконы и книжные миниатюры.
Отличались
они только лишь техникой их создания.
Мозаика
Самый развитый в Византии вид живописи, доставшийся ей
по наследству от античного Рима. Изображение собирается из
отдельных небольших цветных камней или сма́льты – непрозрачного
цветного стекла, изготавливаемого специально.
Мозаики украшали стены императорских дворцов, общественных
сооружений, храмов, церквей и соборов.
Фреска - изображение, нанесённое на
стену здания по сырой штукатурке.
Техника сложна и трудоёмка, но зато фрески долговечны
(как и мозаика), поскольку краски, проникнув в структуру стены, становились
неподвластными влиянию времени.
Техника фрески заменила собой дорогостоящую мозаику,
когда государство начало терять былое могущество.
Икона - (от греч. «образ») – картины религиозного содержания, создаваемые на деревянной основе
(досках) натуральными красками.
Вид живописи, появившийся в Византии, а
затем широко распространившийся в странах, исповедующих православное христианство. Особенно яркое
развитие иконопись получила в Древней Руси. Иконы чаще всего
предназначались для домашнего обихода, поэтому их размеры невелики.
Книжная
миниатю́ра
- иллюстрации, украшающие страницы книг,
рукописных свитков и т.п. В Византии существовала как религиозная, так и
светская книжная миниатюра. Развитие она получила благодаря высокому уровню
грамотности в государстве, существованию монастырских книжных мастерских
(скрипто́риев) и библиотек.
Вывод:
Каноничность, высокая духовность,
оторванность от обыденного, проходящего, стала определяющей чертой византийской
живописи, как и всей византийской культуры.