20.04.2020
Этюд на передачу состояния природы (пасмурный день ).
Задачи: передача состояния природы цветом и тоном,
проследить влияние
освещения на цветовую гамму.
Материалы: акварель, кисти, палитра, емкость для воды, лист А4 (1 шт.)
Короткий этюд на
состояние отличается поставленной задачей: уловить редкое, мимолетное состояние
природы. Очевидно, что
состояния освещенности в солнечный и пасмурный день будут совершенно разные,
точно так же как утреннее, дневное и ночное освещение.
В написании этюда на состояние есть несколько
правил.
1. Этюд должен "читаться" на расстоянии,
состояние природы не должно мешать тоновому решению пейзажа.
2. Необходимо помнить о необходимости ограничения
цветовой палитры, которая используется в работе над этюдом. Должны оставаться
только те краски, которые способствуют решению поставленной задачи без
использования всей палитры. Достаточно бывает 3 – 4 цветов.
3. Пасмурным дождливым днем – соотношение тона
и цвета , освещенных мест и теней,
сближенное, нет выраженных контрастов света и тени, нет ярких оттенков цвета - за
счет этого передаем состояние пасмурного дня.
Последовательность действий:
1. Намечаем на листе очертания объектов пейзажа. На
данном этапе не нажимаем сильно на карандаш. Составляем композицию, при
необходимости исправляем с помощью ластика
2. Писать этюд начинаем с неба, обязательно
смешиваем цвета, не берем готовые из набора красок. Совет — сравните цвет неба
на небосклоне и цвет его в самом зените, найдите разницу оттенков между тем и
другим местом неба (где теплее, где светлее). Не раскрашивайте небо
однообразной краской, ищите оттенки
Помним правило - чем дальше от нас объект тем
холоднее на нем оттенки, чем ближе - тем теплее. На данном этапе можно
применить технику "по-сырому" - рисование по смоченной водой бумаге.
3. Заполняем цветом остальную плоскость листа,
передавая свет и тень.
Освещение оказывает объединяющее цветовое влияние
на все предметы и объекты натуры. Тщательно выдерживайте цветовые отношения.
Смешивайте между собой краски, упорно добиваясь нужного оттенка.
Помним правило - чем ближе к нам объект, тем
светлее будет на нем свет и темнее тень, они будут смотреться контрастно.
И наоборот - чем дальше от нас объект , тем меньше контраст между светом и
тенью, вдалеке они будут сливаться.
4.Прорисовываем неконтрастные тени. При всей определенности и глубине тени не
имеют резких очертаний.
5. Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали на
переднем плане : кору на стволе дерева, листву на ближних ветках, травинки под
деревом. На данном этапе необходимо работать в технике "по-сухому",
то есть предварительно дать работе полностью высохнуть.
Заканчивая этюд, проверяйте, верно ли переданы
особенности пасмурного и солнечного освещения, соответствует ли колорит этюда
цветовой гамме натуры. Посмотрите, не слишком ли увлеклись вы деталями, не
ошиблись ли в определении их тона и не нарушают ли они поэтому цельности этюда.
В таком случае обобщите этюд, добавив общий оттенок во все объекты пейзажа. Как
бы ни были разнообразны цвета натуры, общий цвет освещения объединяет все
многообразие красок пейзажа в единый гармоничный колорит.