21.04.2020
Материалы: мягкий графитный карандаш, уголь, сангина, пастель, ластик
Задачи: заполнение листа,
передача движения животных, тональная проработка .
Особенности рисования
животных
1.Удобнее рисовать домашних
животных.
Начинать рисовать
зверей с изображения домашних животных, своих или питомцев друзей: вы можете
предугадать их действия и распланировать процесс рисования на несколько шагов
вперёд, замечаете любимые позы и места пребывания в доме и на улице ваших
любимцев - это важно.
2.Животные двигаются почти
постоянно, поэтому рисуем быстро.
Делать скетчи животных удобнее всего простым и удобным материалом - углём или
карандашом - сразу нанося основные линии движения тела и массивы форм головы,
лап хвоста и прочее. Лёгкими энергичными линиями быстро располагаем в листе
основной массив и по мере возможности намечаем всё остальное. Разумеется, всё
точно и подробно нарисовать не получится: лучше всего комбинировать рисование с
натуры и по памяти, запоминая характерный поворот морды, изгиб спины, положение
лап.
При рисовании животных с фото,
есть соблазн нарисовать много деталей, довести рисунок до натуралистической
точности, а это искажает саму идею набросков животных с натуры
Поэтому, рисуя животных, не стесняемся, накидываем больше линий на
лист, если нужны пятна - смело добавляем их, меньше пользуемся ластиком и
применяем нажим для усиления главного. Экспрессивный рисунок только подчеркнёт
динамику позы и ракурса.
3.Рисуем параллельно несколько
рисунков.
Рисуя животных с натуры можно заметить, что несмотря на
подвижность, они принимают одни и те же позы, двигаясь в определённом цикле.
Если сначала понаблюдать и прикинуть, какие именно позы и ракурсы можно выявить
в рисунке, то логичным будет запланировать сразу несколько изображений,
скомпонованных на одном листе. Это облегчает рисование движущейся модели:
параллельно можно рисовать сразу все скетчи - наметили движение тела собаки в
одном, положение ушей в другом, длину лап в третьем, потом возвращаемся к
первому, если животное начинает новый цикл движения.
Этим пользовался, например, Василий Алексеевич Ватагин, знаменитый
художник-анималист, скульптор и учёный. Его натурные рисунки зверей поражают
реалистичностью и виртуозностью исполнения. Кстати, он автор книги с
иллюстрациями «Изображение животного. Записки анималиста», где художник делится
секретами рисования животных.
4.Сочетаем на одном листе
изображения разного размера.
Для выражения динамики и выразительности самого рисунка лучше
создавать все зарисовки на одном листе разного размера - одну главную, одну
второстепенную, одну - не так важную. Словом, каждому ракурсу и рисунку
художнику лучше уделять разное количество внимания и рисовать с разной степенью
прорисовки. Это позволяет нарисовать зверя более деликатно и продемонстрировать
его наиболее интересно.
Например, чётко, крупно и подробно рисуем морду льва, менее
внимательно и более мелко рисуем идущего льва (полностью всё животное в
динамике) и еле заметно, воздушными небрежными линиями, мелко - спящего льва
или льва, играющего с костью. Так вы сможете передать монументальность и
характерные черты животного в покое, нарисовать его тщательно и подробно, а
динамические позы усилить лёгкими росчерками линий и тона. Сами графические
средства помогут воплотить идею зарисовки в жизнь.
5.Ловим характер животного и
передаём это в рисунке.
В рисовании, особенно с натуры, важны поставленные перед
художником задачи. Они усложняются и дополняются по мере развития
художественных способностей. Поэтому, при рисовании животных, особенно если
некоторые навыки художника уже сформированы, можно рисовать не просто движение
и форму зверя, его позы и расположение в среде, но и индивидуальные
особенности.
Мимика собаки, спокойное достоинство тигра, заинтересованность и
озадаченность обезьянки - почему бы не сделать на этом акцент в рисунке?
Понаблюдайте и попытайтесь передать в рисунке, чем именно отличается конкретный
представитель животного мира от остальных сородичей. Его уникальность,
необычность, характерность сделают рисунок живым и точно передающим
действительность. А это, как известно, особенно ценно не только в искусстве
портрета, но и в рисовании вообще. Подчеркнув и усилив некоторые черты, жесты
животного, художник рисует не просто медведя или кота, а конкретного,
персонифицированного персонажа. Такие рисунки животных часто находят применение
в иллюстрации книг о животных, используются для периодических изданий и в
дизайне. Ценность таких рисунков намного выше, чем некоторых усреднённых или
стилизованных изображений зверей, нарисованных по фотографии.
6.Минимум цвета, максимум
фактур.
Применение цвета в рисовании животных с натуры требует от художника
уверенной скорости, ловкости и умения, да и не всегда цвет так уж необходим для
визуальной выразительности рисунка. Поэтому в анималистике обычно используют
условный цвет или ограничение по цвету (1-2 цветовых пятна), чтобы не сбиваться
с основной задачи. Зато фактурные возможности графических материалов при
рисовании животных художники применяют активно и грамотно.
Выполняя зарисовку щенка с натуры, забудьте про академическую
штриховку и аккуратность - рисуйте эмоционально, передавайте при помощи линий
выражение мордочки и движение лап, вводите пятна тушёвкой карандашом, черкайте
и рисуйте каракулями, точками, запятыми - всё это только обогатит рисунок и
придаст ему остроты и динамики. Можно растирать мягкий материал пальцами,
рисовать ломанной прихотливой линией и грубыми штрихами и пятнами - главное
успеть передать то, что вас заинтересовало и впечатлило: умильность,
напряжённость, радость героя зарисовки.
Поэтому для анималистических
рисунков с натуры (и по воображению) используйте один рисующий цвет (чёрный,
тёмно-синий, тёмно-коричневый) и максимум 2 дополнительных цвета для усиления
образности. Это делается для передачи характерного окраса или яркой детали, не
более. Всё остальное можно и нужно рисовать фактурами, линиями, силуэтами.
Если у вас есть домашние
животные, вы можете их нарисовать с натуры, либо воспользоваться фотографиями
животных из Интернета (за исключением экзотических животных)
Последовательность действий:
1. Карандашом наметить на
листе очертания животных, соблюдая пропорции, добиться гармоничного
расположения в формате.
2. Прорисовать свободными
линиями фигуры животных, подчеркнуть их особенности, характерные черты
животного.
3. Выполнить быструю тональную
проработку рисунка.
4. Прорисовать мелкие детали -
глаза, нос, коготки. Передать фактуру
шерсти.
5. Дополнить окружением -
нарисовать полянку, травинки и т.д.