21.04.2020
Этюд на передачу состояния природы (восход солнца).
Задачи: передача состояния природы цветом и тоном,
проследить влияние
освещения на цветовую гамму.
Материалы: акварель, кисти, палитра, емкость для воды, лист А4 (1 шт.)
В различное время
дня – утром, вечером, днём и ночью – пейзаж имеет своё очертание в зависимости
от освещения. Если это утренний пейзаж, то контуры объектов будут окутаны
розовой дымкой, слегка будут подчёркнуты контуры переднего плана, а вдали всё
будет расплывчатым.
В моменты восхода и
заката, когда солнце находится у горизонта, освещающие землю лучи имеют
горизонтальное направление.
Уже в начале работы,
когда художник только приступает к компоновке, следует определяться с
источником света и его местоположением. Верно обозначенная падающая тень –
простой и верный способ «увязки» предметов между собой и с основанием, на
котором они находятся.
Если солнце
находится позади наблюдателя, то падающие тени изображаются по закону
перспективы направляющимися в точку схода на линии горизонта. В этом случае
точка схода для границ падающих теней противолежит положению источника света.
Если солнце
находится сбоку от наблюдателя, то падающие тени будут направлены параллельно
картинной плоскости.
Последовательность действий:
1. Намечаем на листе очертания объектов пейзажа. На
данном этапе не нажимаем сильно на карандаш. Составляем композицию, при
необходимости исправляем с помощью ластика
2. Писать этюд начинаем с неба, обязательно
смешиваем цвета, не берем готовые из набора красок. Совет — сравните цвет неба
на небосклоне и цвет его в самом зените, найдите разницу оттенков между тем и другим
местом неба (где теплее, где светлее). Не раскрашивайте небо однообразной
краской, ищите оттенки
Помним правило - чем дальше от нас объект тем
холоднее на нем оттенки, чем ближе - тем теплее. На данном этапе можно
применить технику "по-сырому" - рисование по смоченной водой бумаге.
3. Заполняем цветом остальную плоскость листа,
передавая свет и тень.
Освещение оказывает объединяющее цветовое влияние
на все предметы и объекты натуры. Тщательно выдерживайте цветовые отношения.
Смешивайте между собой краски, упорно добиваясь нужного оттенка.
Помним правило - чем ближе к нам объект, тем
светлее будет на нем свет и темнее тень, они будут смотреться контрастно.
И наоборот - чем дальше от нас объект , тем меньше контраст между светом и
тенью, вдалеке они будут сливаться.
4.Прорисовываем
неконтрастные тени. При всей
определенности и глубине тени не имеют резких очертаний. Необходимо верно определить, что будет в рисунке
самым светлым, а что самым темным, и внимательно проследить промежуточные
градации полутонов.
5. Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали на
переднем плане : кору на стволе дерева, листву на ближних ветках, травинки под
деревом. На данном этапе необходимо работать в технике "по-сухому",
то есть предварительно дать работе полностью высохнуть.
Заканчивая работу,
иногда приходится отдельные участки рисунка обобщать, а кое-что выявлять более
четко.
Посмотрите, не слишком ли увлеклись вы деталями, не
ошиблись ли в определении их тона и не нарушают ли они поэтому цельности этюда.
В таком случае обобщите этюд, добавив общий оттенок во все объекты пейзажа. Как
бы ни были разнообразны цвета натуры, общий цвет освещения объединяет все
многообразие красок пейзажа в единый гармоничный колорит.