Абстрактная ассоциативная композиция (задание 1) 27.04.20

26.04.2020

Абстрактная ассоциативная композиция 

(задание 1)

Материалы: карандаш, ластик, лист А4

Задачи: знакомство с абстрактной живописью, знакомство с творчеством известных художников-абстракционистов, развитие умения понимать абстрактную картину, знакомство с понятием ассоциативная композиция , разработка набросков абстрактной композиции из геометрических фигур с передачей эмоций.

Что такое абстракционизм?

Абстракционизм – это беспредметное искусство, а также стилевое направление, возникшее в начале XX века. Абстракционизм предполагает отказ от изображения предметов в пользу использования геометрических форм, цвета, пятен и линий. Основоположником направления стал русский художник Василий Кандинский.

Отказ от предмета в живописи — не каприз, а закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты стали делать в фотоателье — получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом. С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.

Означает ли, что художники-абстракционисты совершенно не умеют рисовать? Конечно же, нет! Обычно за плечами у них серьезная школа академического рисунка, большое количество работ с «привычной» живописью – портреты, пейзажи и т.д. Но на каком-то этапе своего творчества художник отказывается от предметной живописи и погружается в исследование цвета, композиции, эмоций. Художник-абстракционист – это истинный исследователь.


Последовательность действий

1. Просмотреть фотографии работ известных художников-абстракционистов Василия Кандинского и Казимира Малевича.

2.Ответить на вопросы из блока " Знакомство с абстрактной живописью

3.Прочитать текст из блока "Передача эмоций в абстрактной композиции"

4. Внимательно рассмотрите приложенные 3 картинки - на них изображены 12 композиций на определенные ассоциации

(названия подписаны внизу) и соотнесите их с описанием в блоке "Ассоциации в абстрактной композиции"

4. Выполнить 2 разных варианта композиции на листе А4 (статика, динамика) с передачей эмоций (спокойствие, гнев, радость, смех и т.д.)

5. Придумать авторские названия композициям, написать их под набросками.


Знакомство с абстрактной живописью

Попробуйте ответить на все эти вопросы сами, при знакомстве с новой абстрактной картиной:

Давай угадаем, что здесь нарисовано? Что ты видишь?

Какие цвета ты видишь на картине? Перечисли.

Какое настроение у этой картины? Почему ты так считаешь?

Прочитай название картины. Интересно, почему художник назвал картину именно так? Как ты думаешь?

Старайтесь подбирать больше прилагательных, описывающих то или иное качество картины - солнечный, светлый, радостный и т.д.

Таким образом , вы научитесь обсуждать произведения искусства развернутыми фразами, а не «нравится/не нравится» и сами убедитесь, как интересно разглядывать абстрактную работу, чтобы найти подходящие для нее прилагательные.


Передача эмоций в абстрактной композиции

Произведения изобразительного искусства влияют на чувства зрителя подобно музыке. Они могут вызывать в людях различные эмоции. Это особенно применимо к абстрактной беспредметной композиции. Когда человек созерцает произведение, в котором ничего конкретного не изображено, то в нём начинает работать воображение и подключаются чувства. Если на картине изображена стремительность, скорость, полёт, то зритель это будет чувствовать. Если радость, веселье, мир, то и зритель должен почувствовать соответствующие эмоции.Хочу такой сайт

Но как может форма передавать какое-либо настроение?

Представим себе три геометрические фигуры: круг, квадрат и вытянутый не равносторонний треугольник. Какие из этих фигур вызовут ощущение стремительности, движения, неспокойствия? Скорее всего это будет треугольник. Ведь наш треугольник имеет остроконечную форму, словно пронизывающую пространство и устремляющуюся вперёд.

Круг и квадрат имеют чёткий центр равноудалённый со всех сторон, они более уравновешены, следовательно больше ассоциируются со спокойствием, чем с движением.

Если говорить о расположении объектов в листе, то давайте вспомним, что существуют статичные и динамичные композиционные решения. Статика чаще основана на симметрии, а динамика на ассиметрии. Поэтому, то как расположены предметы в листе, тоже может передавать различные ощущения.

Но кроме симметрии и ассиметрии есть и другие проявления композиционного решения. Например, если расположить объекты композиции по очереди от крупного к малому, то движение будет затухать, как бы сужаться, переходя от большого к малому. А если наоборот, объекты расположить от малого к большому, то такое расширение будет ассоциироваться с увеличением, развитием.

Подобно этому, сгущение или разрядка объектов композиции может передавать некое движение или настроение. Такое «перетекание» тоже может передавать различные ощущения. Например, ощущение дуновения ветра или ощущение лёгкости.


Чтобы дать название своей картине или девиз нужно подумать - с чем вы ее ассоциируете.


Ассоциативная композиция - это  визуальный ряд, вызывающий определенную эмоцию\ассоциацию. 


Ассоциации в абстрактной композиции

Внимательно рассмотрите приложенные 3 картинки - на них изображены 12 композиций на определенные ассоциации

(названия подписаны внизу) и соотнесите их с описанием:


Тяжелый. Массивный. Увесистый. Громоздкий. Давящий. Сразу представляется что-то грузное: тяжелый, значит обладающий большим весом, большой силой тяжести. Визуально композиция будет казаться тяжелой, если будет находиться в нижней части листа, занимать бОльшую его площадь и масса будет показана заливкой.

Легкий.Воздушный. Невесомый. Что-то парящее в воздухе, стремящееся ввысь, легко поддающееся ветру. Основная контурная масса, стремящаяся вверх листа - динамика. Небольшой однородный предмет, зависший как бы в воздухе на фоне большой белой массы листа - контраст и статика. Больше воздуха в композиции, больше пространства и светлых пятен.

Быстрый. Движение. Скорость. Динамика. Направленные диагональные линии, треугольники, - динамичные формы, иллюзия падения,- все это поможет Вам передать движение на листе.

 Медленный.  Размеренный. Спокойный. Явно плавные округлые линии.

 Четкий. Резкий. Контрастный. Понятный. Ясный. Имеющий строго очерченную границу.  

Аморфный. Бесформенный. Пятно неопределенной формы.

Бодрый. Четкая, ясная и понятная композиция. Динамичные или статичные формы с резкими границами.

Усталый. Плавные, вялотекущие линии. Переплетения. Хаос, каракули. Свалка, неупорядоченность.

Целеустремленный. Строгая направленность движения в композиции. Один, ярко выраженный композиционный центр.

Рассредоточенный.Композиционного центра нет.

Громкий. Что-то массивное, тяжелое, динамичное, колкое. Контрастные отношения.

Тихий. Что-то едва заметное, маленькое, без контрастов.


Итак:
Абстрактная композиция - это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.

Цель любой композиции – выразить и передать зрителю определенные мысли, идеи и настроения.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».