27.04.2020
Абстрактная ассоциативная композиция (задание 2)
Материалы:маркеры, фломастеры, гелевые ручки, наброски в карандаше на листе А4.
Задачи: закрепление знаний о понятиях «тоновое пятно», «тоновое равновесие», «тональная композиция», передача настроения в композиции через тоновое решение, проработка набросков абстрактной композиции из геометрических фигур в тоне.
Тон в композиции
Тон является степенью яркости, насыщенности того или иного одного цвета.
Тон в композиции является чрезвычайно богатым изобразительными возможностями элементом. Тоном в композиции, как и линиями, можно передать и глубину пространства, и эффект объемности, и саму форму объектов.
Для понимания сути тона в композиции рассмотрим упрощенный вариант на примере серых тонов. Разместим все тона и полутона в последовательности от темно-серого до светло-серого в строгом порядке. Мы получим последовательность различных тонов, которая называется шкалой тонов или тональной шкалой. Она содержит много полутонов, плавно переходящих один в другой.
Если же переходы одного тона в другой являются резкими, полутона отсутствуют, то такой рисунок будет являться контрастным, а тональная шкала в этом случае будет короткой.
Про рисунок , в котором доминируют светлые тона, говорят, что он светлый в тоне. А рисунок, где преобладает темная часть шкалы тонов, называется соответственно темным в тоне.
Тональная композиция является организующим началом для изображения, связывает все имеющиеся в нем цветовые пятна, создает устойчивость и цельность. Неорганизованность тональной композиции, случайность расположения пятен делают изображение разбитым и неуравновешенным.
Очень часто линейная композиция разрушается несоответствующей тональной композицией: линейная композиция строит определенный зрительный центр, а тоновые пятна дают другой центр. Первоначальный композиционный замысел, таким образом, будет нарушен. Поэтому тональная композиция должна строиться так, чтобы она находилась в тесной связи с линейной, подкрепляла ее.
На рисунке изображены три прямоугольника. В первом прямоугольнике очень большое черное пятно, оно не уравновешивается серым пятном. В третьем, наоборот, черное пятно так мало, что воспринимается как что-то случайное. лишнее. Во втором прямоугольнике черное и серое пятна наиболее уравновешены.
Равновесие тональных пятен не означает, что все они должны быть расположены в симметричном порядке. Пятна могут быть размещены в каком угодно месте изображения, но с таким расчетом, чтобы все они были уравновешены. Однако какое-либо пятно может и перетягивать взгляд в свою сторону, если это нужно для сознательно поставленной задачи художника.
Последовательность действий:
Определить композиционный центр в наброске, продумать как можно его выделить с помощью тона (затемнить или оставить светлым)
Распределить тоновые пятна в наброске, чтобы композиция смотрелась целостно, уравновешенно.
Заполнить набросок штрихами, линиями , точками, тоновыми пятнами с помощью графических материалов.Обратите внимание, что тоновое решение композиции должно совпадать с основным замыслом - если композиция символизирует что-то легкое, воздушное, то не нужно перегружать ее темными тоновыми пятнами.