05.11.2020
Тема №
1. Уроки 1,2,3. Графика.
«Чугунные решетки, ограды, фонари».
Тема рассчитана на 5 уроков
Цель:
·
развитие творческих способностей учащихся, развитие фантазии, художественного вкуса
·
воспитание патриотических чувств, гордости за отечественных мастеров-умельцев
·
воспитание аккуратности, трудолюбия.
Задача урока:
Эскиз декоративной решётки в пейзаже.
Работа индивидуальная:
1 вариант
1.
графитный карандаш
2.
тушь, перо
3.
силуэт аппликация
2 вариант
1. акварель, кисти
2. силуэт аппликация
Оборудование:
для учащихся:
·
карандаши
·
ножницы
·
листы чёрной бумаги
·
клей
·
тушь, перо
·
акварель, кисти
·
бумага лист формата А4
Ход урока
(А.С. Пушкин «Медный всадник»)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
«Город 100 островов». Ныне-42 острова, более 300 мостов, 22 из которых -
разводные.
(г. Ленинград, Санкт-Петербург, 1703 г.)
- Я приглашаю совершить заочное путешествие по этому городу - музею под
открытым небом, где человеческий талант и фантазия заставляют нас
останавливаться на каждом шагу в молчаливом восхищении.
Обратите внимание на кружевные плетения чугунных оград, перил мостов и
мостиков, то строгих и скромных, то пышных и нарядных. Они опоясывают сады и
парки, отражаясь причудливыми узорами в воде.
Не случайно поэты и писатели, воспевая неповторимую красоту
города на Неве, обращают особое внимание на металлическое черное
кружево.
Всматриваясь в чугунное наследие города, мы видим искусство мастеров,
сумевших из тяжелого и хрупкого чугуна отлить тончайшие прожилки листьев на
перилах Демидова моста, легкую, воздушную, как бы «поющую» решетку Певческого
моста, раскрытые веера Банковского мостика, Садовый мост с его изящными
фонарями, торшерами. Чугунными кружевными деталями изобилуют перила Литейного и
Троицкого (Кировского) мостов, моста Лейтенанта Шмидта, а перила мостов вблизи
Марсового поля и Инженерного замка включают композиции из античного оружия.
Перед Отечественной войной 1812 года великий русский зодчий А.Н. Воронихин
построил Казанский собор.
Гигантские колонны собора покоятся на базах, созданных руками мастеров
Александровского металлургического завода в Карелии.
Вместе с собором было создано замечательное произведение декоративного
искусства – чугунная ограда с литыми украшениями ромбовидной формы и ажурной
монументальной решеткой между столбами красного гранита, придающей ограде
особую торжественность.
Считают, что этот памятник можно поставить в один ряд с решеткой Летнего
сада.
Наверное, Санкт-Петербург утратил бы частицу своего очарования без
замечательной решетки Летнего сада. Известная всему миру своим строгим
изысканным узором она издавна стала символом города, как и золотой кораблик,
венчающий здание Адмиралтейства. Ограда увековечена и в слове и в рисунке.
Среди натянутых струн ее решетки золотятся лепестки цветов, ворота украшают
вазы с огромными букетами роз. Не может не присутствовать решетка Летнего сада
и в знаменитых пушкинских строках «Твоих оград узор чугунный…», хотя она не
чугунная, а сделана из кованого железа. Об ограде Летнего сада существуют
легенды, но среди них есть и исторический факт: в 20-х годах, когда наша страна
переживала голод и разруху, один американский бизнесмен предложил за ограду
Летнего сада сто паровозов, но народный комиссар просвещения А.В. Луначарский,
от имени Советского правительства, с возмущением отверг это предложение.
В Санкт-Петербурге по воле замечательных русских умельцев чугунного
литья и ковки металла, на ограде Михайловского сада даже в сильные морозы как
будто распускаются цветы, а в ненастные порывы ветра словно прижимают твердые
листья Лавра к копьям на воротах Русского музея и заставляют звенеть
колокольчики на ограде Шереметьевского дворца.
А белыми ночами на мостике через Лебяжий канал узор просвечивает до
мельчайших деталей.
Город украшается чугунным кружевом и в наши дни: появились легкие
перила на мостиках Каменного острова, ленты овалов опоясали набережную
Карповки. Органично вошла в архитектурный ансамбль на Неве решетка моста
Строителей; украшенная трезубцами Нептуна, она напоминает о том, Что
Санкт-Петербург не только город-музей, но это и крупный порт, город Морской
славы.
Этот город бессонный, похожий на сон,
Где сияющий шпиль до звезды вознесен,
Город башен и арок и улиц простых,
Полуночный, прозрачный, как пушкинский стих
Ты – внезапный и вечный в своей красоте,
Как бессмертная сказка на снежной земле,
Как мгновенный узор на морозном стекле.
Множество интересных сюжетов можно увидеть в резьбе фонарей,
балконных решетках, старинных украшениях на воротах домов. И, бывая в городе на
Неве, не проходите равнодушно мимо причудливых переплетений чугунных кружев.
… Это великолепное мастерство формовщиков, литейщиков, чеканщиков,
вдохнувших в грубый чугун живую душу искусства. У П.П. Бажова в «Чугунной
бабушке» есть такие слова: «… фигурка, сколь хорошо ни слепит художник, сама в
чугун не заскочит. Умелыми да ловкими руками ее переводить доводится. Формовщик
хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал – уродец
родится. Формовочное дело, известно, с лепкой-то по соседству живет: тоже
приметливого глаза да ловких пальцев требует».
Указания к работе
На 1 уроке вы знакомитесь с данной темой. Совершаете
виртуальное путешествие по городу Санкт-Петербургу.
На 2 уроке вы определяетесь с выбором сюжета для
будущей композиции. Тушью, графитным карандашем или акварельными красками
выполняете пейзаж, в котором будет место для ажурной ограды.
На 3 уроке готовите черную бумагу для выполнения
ажурной ограды методом складывания и вырезания. Прорисовываете контуры будущей
решетки.
В том и другом варианте часть работы будет аппликация из черной бумаги.
Термины:
·
Силуэт – плоскостное изображение, прием
работы, вид графики, сплошное черное пятно на белом фоне и наоборот.
·
Аппликация – «прикладывание», способ получения
изображения, заключается в накладывании, пришивании, приклеивании.
·
Ритм – чередование, повторение.
·
Декор – украшение.
·
Орнамент – украшение, узор, построенный на
ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
·
Композиция – «сочинение», размещение рисунка в
листе.
·
Стилизация – преобразование растительных и
животных форм в декоративные конструкции.