Тема3: «Зимний пейзаж»

12.11.2020

Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.

Цель: 

Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира и характерным особенностям зимы.

Задачи:

-расширять знание об эмоциональном содержании цвета, об авторах знаменитых полотен;

-закрепить знания о тёплых и холодных цветовых гаммах;

-учить использовать нужную цветовую гамму, оттенки цвета для передачи эмоционального содержания работы;

- развивать образное мышления, творческое восприятия действительности, навыки владения материалов, волевые качеств;

-воспитывать эстетический вкус, аккуратность, культуру визуальных наблюдений;

Форма : фронтальная, индивидуальная.

Материалы:  бумага,  гуашь, кисти.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики.

Для сегодняшнего урока вам необходимо: альбомный лист, краски  гуашь, кисточка, тряпочка, салфетка, баночка с водой.

Проверьте, всё ли у вас есть.

 

 Где можно увидеть снег, который не будет таять, лужок, на котором никогда  не завянут трава и цветы, осенние деревья,  с ветвей которых никогда не облетают листья, вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется ....... 

В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра

  • Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой.  
  •  Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.                    
  • Парковый пейзаж – изображаются  уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей  
  • Морской пейзаж – марина (от лат. Marinus – морской) – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.
  • Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.                              
  • Индустриальный пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций вокзалов, паутины железнодорожных линий.      
  • Героический пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В ней изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.
  • Декоративный пейзаж – пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, дополняет архитектуру, делает ее выразительнее, Цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения.  
  • Пейзаж настроения – это непосредственный отклик души человека, зеркало его внутреннего мира. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, чувства тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости. (слайд № 10)
  • Эпический пейзаж – величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.           
  • Исторический пейзаж – косвенное воплощение исторических событий, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями.    
  •   Романтический пейзаж – запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра. 
  • Космический пейзаж – изображение неземных пространств и природы в других условиях.                                                                              
 
  1. Работа с иллюстративным материалом.

Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях.

В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико.

Давайте проведем с вами небольшую исследовательскую работу. На примере: Посмотрите на работу русского художника А. Саврасова «Зима». (найти в интернете).

Что изображено на переднем плане?

Что видите на дальнем плане?

Какое время суток изобразил художник?

Как вы это определили?

Небо чистое или облачное?

Какие краски использует художник для изображения неба?

Итак, ребята, какой пейзаж на этой картине?

По каким признакам определили? Так анализируют многие работы.

И чем схожи работы или разнятся других мастеров.

 

Давайте вспомним, какие цвета относятся к холодным и к тёплым? 

Игра «Зимние терема»

Работа в парах. У каждой пары  цветовые карточки в конвертах.

Распределите цветовые карточки согласно холодной и тёплой цветовой палитре.

Что символизируют тёплая и холодная цветовая гамма?

Тёплая цветовая гамма: тепло, солнечный свет, веселье, радость….

Холодная цветовая гамма: покой, грусть, задумчивость….

А какие всё таки присущие зимнему пейзажу?

Какие цвета вы не выбрали? (чёрный и белый)

Эти цвета называют ахроматические, и они являются нейтральными цветами.

А холодная и теплая гамма красок называется хроматической.

(Вывешивание к уже имеющейся на доске цветовой гамме названий)

 

Ф.Ю.Тютчев

Чародейкою зимою

Околдован лес стоитХочу такой сайт

И под снежною бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит

И стоит он околдован-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

   
  1. Сообщение темы занятия. Формирование замысла рисунка

Ну а сейчас я приглашаю вас в зимнее царство. Сегодня мы с вами будем учиться рисовать на цветном фоне зимний пейзаж. Без предварительного рисунка карандашом,сразу кистью. 

Но перед тем как вы приступите к работе, я приглашаю вас на выставку рисунков о зиме, которые выполнила я. Я думаю, что они помогут вам в создании собственных шедевров искусства.

Итак, ребята, какие же всё, таки краски преобладают в зимнем пейзаже? 

Какую цветовую гамму лучше использовать для изображения зимы?

 
  1. Практическая работа.

Но перед тем как рисовать, давайте вспомним как изображать лиственное дерево, ель, сугробы. (последующее изображение деревьев).

С чего начнём рисовать? ( расположение листа, линия горизонта).

Совет: Вы должны правильно определить композицию своего рисунка: сколько будет занято небом, а сколько землёй; какие деревья и кустарники вы расположите на своём зимнем пейзаже, где будут сугробы. Не забудьте, что предметы, которые находятся ближе к нам, на рисунке будут больше, а те, которые дальше меньше.

Совет: Гуашь- краска жидкая готовая к работе. Если вы работаете белой гуашью, а потом краской другого цвета, то кисть необходимо хорошо промыть. Не забывайте,что бы получить разные оттенки цвета пользуйтесь белой краской.

Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести

А теперь приступаем к работе.

Можете выполнять иллюстрации к стихам.

Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

 

С. Есенин

БЕРЁЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

-----
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Н. Некрасов

СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.


И. Никитин

Встреча зимы

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

С. Козлов

Снежинки

За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.
Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-ягой.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Тоненькие ножки -
Мягкие сапожки,
Белый башмачок -
Звонкий каблучок.

И. Суриков

Зима

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

И набухают почки.
Когда цветут в саду
Красивые цветочки.
Зима красивей всех!
Пусть холодно, но все же
Румяней, веселей,
На праздник так похоже!



 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».