12.11.2021
Цели: «Изучение понятий контраст цвета по
теплохолодности и контраст форм, силуэт, приобретение навыков работы гуашью,
создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов
композиции.
Задачи: «Усвоение опыта компоновки элементов
композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету
листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.
Теория:
Нюанс:
Нюанс - это
небольшое изменение, отклонение от чего-либо. Всё на «нюансах», всё как-бы на
«чуть-чуть» - чуть-чуть другой оттенок цвета, чуть-чуть больше (меньше), чуть-чуть
светлее (темнее) и т.п.. На оттенках, на небольших изменениях формы при общей
похожести. Таким образом, при использовании этого приема, композиция обычно
получается «спокойная», очень уравновешенная. Этим приемом можно пользоваться,
если мы хотим передать зрителю какие-то «тихие», неярко окрашенные чувства.
Например, покоя, нежности, тихой радости, грусти, задумчивости, созерцания и
т.п. Главное, конечно, чтобы композиция при этом не стала скучной :)
Нюанс, как и другие приемы и способы композиции надо
использовать именно в соответствии со своим замыслом. Если именно этот прием
поможет раскрыть тему, суть вашей работы.
Неуловимые
изменения и есть наш второй метод, который художники применяют для достижения
своих целей. Обратим внимание на известное полотно Ильи Репина
«Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». При первом беглом
взгляде на картину мы видим толпу казаков, сильно похожих друг на друга
нарядами, причёсками, вооружением. Создаётся впечатление дружной, сплочённой
семьи. Начиная вглядываться в отдельные лица, мы понимаем, что все они разные.
С помощью едва заметных деталей художник заставляет всматриваться в
свои картины. Нюансы могут сделать даже изображение сотни раз виденного
удивительно интересным, притягательным, загадочным.
Сочетание
двух рассмотренных приёмов в руках великих живописцев всегда были надёжным
оружием в борьбе за сердца зрителей. На картине Рубенса «Даниил в яме
со львами» отлично видно, как сочетается контраст светлой фигуры
главного героя с нюансами тёмной массы львов. Возле такого полотна можно
простоять целый день, так и не рассмотрев всех деталей, но чётко усвоив главную
суть произведения.
Слово
«нюанс» пришло в наш язык от французского nuance — оттенок. Нюансные цветовые
отношения рождены самой природой, каждый день мы можем любоваться нежнейшими
цветовыми переходами, тонкими градациями, возникающими в предрассветной дымке и
тающими с первыми лучами восходящего солнца, зимними вариациями синих и голубых
красок, оранжево-красной мозаикой осени, деликатной сдержанностью весенней
палитры, сочной зеленью июльского леса.
Ниже
представлены специально подобранные фотографии, соответствующие определенному
состоянию природы, времени года или суток. Из них составлено несколько
коллажей, которые снабжены цветовой шкалой, наглядно показывающей доминирующие
цветовые отношения. Чтобы самостоятельно нарисовать картинку, правильно
используя близкие друг к другу оттенки, внимательно изучим наглядный материал.
Ниже представлены специально подобранные фотографии, соответствующие
определенному состоянию природы, времени года или суток. Из них составлено
несколько коллажей, которые снабжены цветовой шкалой, наглядно показывающей
доминирующие цветовые отношения. Чтобы самостоятельно нарисовать картинку,
правильно используя близкие друг к другу оттенки, внимательно изучим наглядный
материал.
Обратите внимание, как преломляются солнечные лучи на рассвете в воздухе,
насыщенном капельками влаги. Он не прозрачен, похож на дымку, где-то окрашенную
в сиренево-серые, где-то в бледно-зеленые или карамельно-розовые тона.
Говоря о
сближенных оттенках, нельзя не вспомнить зимние сумерки, окрашенные в
потрясающие густые сине-фиолетовые цвета.
Нас всегда
восхищают эмоциональные, громкие, звучные оранжево-красные, охристо-рыжие,
багрово-коричневые аккорды осени!
Серебристая
серо-коричневая сдержанность весенних пейзажей полна тихой задумчивости,
предвкушения пробуждения природы, готовой вот-вот очнуться от зимнего
сна.
Удивительно
богата зелеными оттенками атмосфера летнего леса, наполненного своей насыщенной
жизнью, срытой от посторонних глаз. Вы, наверное, замечали, даже воздух в лесу
кажется зеленым.
Облачное
небо тоже всегда привлекало художников своими необычайно живописными тонкими
цветовыми и тональными переходами.
У каждого
времени года, суток, у любого погодного состояния можно найти свою, особую
гармонию нюансных цветовых отношений. Если вы будете более внимательными и
наблюдательными по отношению к окружающему миру - сделаете для себя массу
интересных открытий. В ходе текущего занятия любому начинающему художнику будет
не трудно выполнить простое упражнение на получение и использование нюансных
цветовых сочетаний. Впоследствии вы сможете успешно применять полученные
сегодня знания и навыки в своем творчестве. Нельзя не сказать, что самые
простые упражнения по цветоведению заметно обогащают восприятие, делают глаз
острее, видимый мир ярче, насыщеннее.
Задание №2 1) Если вы уже нарисовали четыре рисунка
в карандаше, приступаем работать в цвете, но перед рисованием предлагаю вам
посмотреть видео: «Контраст и нюанс». Посмотрите для общего развития и
понимания данной темы. 2) На задание № 2 предполагается 2 академических
часа. За это время постарайтесь сделать в цвете две работы. 3) После выполнения задания, этап работы
нужно сфотографировать и отправить для оценки и личной консультации в беседку в
вк или личным сообщением. Вперёд, ребята!