18.11.2020
Урок 4 Беседа «Зима»
1 урок
Цели: Вызвать у детей эмоциональный
отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
Задачи:
·
Развивать
художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств
выразительности живописи.
Материалы: Репродукция
картины И. И. Шишкина «Зима»
1 урок
Педагог: Отшумела
ярко-желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые
облака. Холодно, дождливо и грязно. Гонит ветер бесконечные гряды туч.
Прошел
и ноябрь, который в народе нарекли предзимником. Коротки серые дни, похожие
друг на друга, леса стоят полупустые, «грустя по птичьим голосам». Но –
Вот север тучи нагоняя,
Подул, завыл – и вот сама идет
волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;…
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. А. Пушкин
Начинает
зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе прозвали
«студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в
декабре: выпавший снег смывается дождем, и вновь сильные ветра наметают снежные
сугробы.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою все его одело. И. Суриков
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекою
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна. С. Есенин
Вот
так по – разному, поет зима свою песню: то морозную, унылую, то радостную,
разгульную.
Рассматривание картины И. И. Шишкина
«Зима».
Педагог: На переднем
плане перед художником чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями,
покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднеется просвет между елями, где в
бело – желтоватой пелене большие ели
видны от макушки до основания. Да необыкновенный снег: белый, кремовый –
это от коричневых стволов деревьев. А там где глубокие тени, он еще и
голубоватый. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло,
замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес
заснул, но он живой.
Педагог: Ребята, какой
же цвет снега?
Дети: ответы детей.
Педагог: Правильно, когда
снег идет он белый. А когда ложится на землю, становится разноцветным. Цвет
снега зависит от цвета окружающих его предметов и от времени суток. Утром на
восходе солнца, снег розовый, лиловый. Днем снег желтоватый от солнышка.
Вечером снег становится синий и даже серый. У елочек в лесу снег зеленеет, а
кремовым становится от коричневых стволов деревьев. А там где глубокие тени, он
еще и голубоватый, синеватый. Снег может создавать ощущение спокойствия,
тишины, неподвижности.
Красив
укутанный пушистым толстым ковром снега зимний лес, хотя нет в нем ничего
яркого, броского.
Просмотр
фотографий с изображением снега
Итог: Давайте полюбуемся еще на картину И. И. Шишкина «Зима»
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель… С. Черный