СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. Основания для разработки программы Цели, задачи Условия реализации программы Сроки освоения программы Прием обучающихся Организация образовательного процесса 2. Планируемые результаты освоения программы 3. Учебный план. 4. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы изобразительного искусства 5. Перечень программ учебных предметов. 6. Система и критерии оценок результатов освоения программы. 7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности МАОУ ДО № 24 «ДХШ». Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая образовательная программа изобразительное искусство (основное отделение) (срок освоения 4 года) (далее – Программа) разработана и утверждена МАОУ ДО № 24 «ДХШ» (далее Школа) с учетом рекомендаций Министерства Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), а материально-технических также с учетом условий кадрового потенциала образовательной и организации, региональных особенностей и многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в Школе. Общеразвивающая программа изобразительное искусство реализуется в Школе согласно с Лицензией на ведение образовательной деятельности. Общеразвивающая способствует программа эстетическому изобразительное воспитанию граждан, искусство привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию. Общеразвивающая программа изобразительное искусство основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Цели: − Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; − Привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию через освоение дополнительной общеразвивающей программы изобразительное искусство. Задачи: − творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; − воспитание активного зрителя, слушателя, участника творческой самодеятельности. Условия реализации программы. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа изобразительное искусство реализуется в сроки обучения, установленные учебными планами, принятыми Педагогическим советом и утвержденными директором Школы. При разработке изобразительного и реализации искусства общеразвивающей учтена занятость программы детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ. Сроки освоения Программы В МАОУ ДО № 24 «ДХШ» дополнительная общеразвивающая образовательная программа изобразительного искусства реализуется 4 года, для детей, поступающих в возрасте 10-12 лет. Прием обучающихся Прием на обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе изобразительного искусства осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в порядке, установленном локальным актом МАОУ ДО № 24 «ДХШ». Проведение каких-либо форм индивидуального отбора и оценки творческих способностей детей при приеме на данную Программу не предусмотрено. Зачисление для обучения по Программе, происходит на основании поданного заявления при наличии вакантных мест. Прием по Программе возможен в 1 год обучения, прием в 2-4 год обучения не предусмотрено. По окончании освоения общеразвивающей программы изобразительного искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается МАОУ ДО № 24 «ДХШ» самостоятельно. Общеразвивающая программа изобразительного искусства реализуется посредством: • личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; • вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; • обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств. При реализации общеразвивающей программы изобразительного искусства устанавливает самостоятельно: • планируемые результаты освоения образовательной программы; • график образовательного процесса и промежуточной аттестации; • содержание и форму итоговой аттестации; • систему и критерии оценок. Форма занятий При реализации Программы, обучение по учебным предметам осуществляется в форме групповых занятий численностью от 8 до 15 человек, мелкогрупповых занятий до 10 человек. Основной формой занятий является урок продолжительностью 45 минут. Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом образовательной организации, который принимается Педагогическим советом и утверждается директором. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации использует зачеты, контрольные работы, тестирование, контрольные просмотры, выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году устанавливается промежуточной дополнительной не аттестации более в четырех форме общеразвивающей зачетов. экзаменов Проведение при программы реализации в области изобразительного искусства не планируется. В МАОУ ДО № 24 «ДХШ» разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам общеразвивающей программы, и её учебному плану. Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественнотворческих умений и навыков в изобразительном искусстве. II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы Планируемые общеразвивающей результаты образовательной освоения дополнительной программы изобразительной искусство нацелены на целостное художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное самоопределение личности, а также приобретение основ художественно-творческой подготовки. Выпускник, прошедший обучение и освоивший Программу, должен обладать следующими компетенциями. Общекультурные компетенции: − личностные качества, способствующие воспитанию творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; − эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями; − умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. Общие художественно-творческие компетенции: − первоначальные навыки творческой деятельности; − умение планировать самостоятельную работу; − навыки взаимодействия с педагогом и обучающимися в образовательном процессе, уважительное отношение к другому иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; − умение находить наиболее эффективные способы достижения результата, давать объективную оценку своему труду, анализировать причины успеха/ неуспеха собственной учебной и творческой деятельности. Результатом образовательной освоения программы дополнительной общеразвивающей изобразительного искусства, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: в области художественно-творческой подготовки: знания - основ цветоведения; - основных формальных трехкомпонентности, соразмерности, силуэта, элементов ритма, композиции: пластического центричности-децентричности, статики- принципа контраста, динамики, симметрии-ассиметрии; - разнообразных техник живописи; - законов, закономерностей, правил и приемов прикладной композиции; - законов перспективы; - закономерностей построения художественной формы. умения - изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - стилизации; - организации равновесия композиции; - работать с различными материалами; - исользовать приемы линейной и воздушной перспективы, видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды; навыки - навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения; - навыков передачи формы, характера предмета; - передачи формы и характера предмета; - использования основных техник и материалов; - владения линией, штрихом, пятном; - выполнения линейного и живописного рисунка; - передача фактуры и материала предмета; - последовательно ведения живописной работы; - навыков подготовки работ к экспозиции. в области историко-теоретической подготовки: - первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства; - первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного искусства, великих мастеров изобразительного искусства; - знаний основных средств выразительности изобразительного искусства; - знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства. Культурно – просветительская деятельность Задачи культурно-просветительской деятельности - накопление опыта выставочных показов на площадках разного уровня: школьных, районных, городских; - приобретение опыта участия в творческих конкурсах изобразительного искусства; - формирование потребности к самообразованию и повышению общего культурного уровня. III. Учебный план образовательной программы изобразительного искусства (нормативный срок обучения 4 года, для детей с 10-12 лет) четырех – годичный курс № п\п 1. 2. Наименование предмета Основы изобразительной грамоты и рисование Прикладное искусство 1 год 2 год 3 год 4 год 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. Лепка Рисунок* Живопись Композиция (станковая) Скульптура* История изобразительного искусства Прикладная композиция Графика* Итого: Максимальная нагрузка при 6дневной учебной неделе Пленэр ** (учебная практика 3 недели) Итого: Максимальная нагрузка при 6дневной учебной неделе 4* 3 2 2 4* 3 2 2 4 3 2 1 4 3 2 1 1 1 1 1 1 1 13 13 1 1* 13 1 1* 13 13 13 13 13 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 * В соответствии с типовым учебным планом общая нагрузка на основном отделении в неделю составляет 13 часов. Введен – предмет по выбору «Рисунок» один час 4-5 год обучения и «Графика» один час -- 6-7 год обучения. **«Пленэр». Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Москва 2013 г. Рассчитана на обучение учащихся Детской художественной школы, как учебная практика (всего 56 учебных часов в году). Видом промежуточной аттестации является просмотр. Обучение дисциплин: ведется по учебным программам следующих Рисунок Живопись Композиция (станковая) Скульптура Печатная графика Бумажная пластика История изобразительного искусства Прикладная композиция Компьютерная графика предметных Пленэр Задачи : Накопление элементарных представлений о художественном мире человека, языках искусства, способах художественного оформления быта, художественного виденья мира, природы. Уровень академической школы начального художественного образования отвечает следующим задачам: ➢ Создание условий для получения учащимися качественного начального художественного образования в соответствии и программами академических дисциплин: рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусств. ➢ Формирование фундамента образования необходимого и достаточного для продолжения обучения, полноценного включения в жизнь общества в качестве активной творческой личности, независимо от профиля выбранной в будущем профессии. ➢ Создание условий для формирования у учащихся навыков овладения различными художественными технологиями и материалами в соответствии с положениями программы, воспитания художественного вкуса, приобщение детей к традициям мировой художественной культуры, умение включаться в различные формы художественно-эстетической деятельности, связанной с воссозданием, сохранением художественных ценностей края. ✓ Обеспечить качественную подготовку выпускников детской художественной школы к вступительным экзаменам по программам, соответствующим требованиям вступительных экзаменов учебного заведения. ✓ Дать возможность получить начальное художественное образование не подходящих по возрастному цензу детям и подросткам. ✓ Удовлетворять запросы отдельных граждан в профессиональной подготовке по предметам основного отделения и дисциплинам, не предусмотренным учебным планом. V. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы изобразительного искусства Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств, постижение основ того или иного вида искусств требует предусматривать при реализации общеразвивающей программы аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия проводиться по группам (групповые занятия). Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек. Продолжительность академического часа установлена уставом МАОУ ДО № 24 «ДХШ» и составляет: 45 минут С целью обеспечения образовательной деятельности сбалансированной в ДХШ организации при реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ установлены общие временные каникулярного сроки времени, по продолжительности академического часа: учебного года, продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 34 недели, в течение учебного года продолжительность каникул - 4-х недели. Продолжительность летних каникул – 13 недель. Качество реализации общеразвивающей программы в области изобразительного искусства обеспечивается за счет: − доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы в области искусств; − наличия комфортной развивающей образовательной среды; − наличия имеющих качественного высшее состава образование, педагогических работников, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей МАОУ ДО № 24 «ДХШ», имеющих высшее профессиональное образование, составляет 90 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по общеразвивающим программам в области искусств. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели , из которых 34 недели – реализация аудиторных занятий, 3 недели пленэрные занятия в 5-8 классах (июнь). В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ. МАОУ ДО № 24 «ДХШ» взаимодействует с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий. Реализация общеразвивающей программы в области изобразительного искусства обеспечена учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим обеспечением. Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем. Реализация общеразвивающей программы в области изобразительного искусства обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Материально-технические условия МАОУ ДО № 24 «ДХШ» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой, разработанной ДХШ . Материально-техническая база образовательной организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Минимально необходимый для реализации общеразвивающих программ в области искусств перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения соответствует профилю общеразвивающей программы в области искусств и ориентирован на федеральные государственные требования к соответствующим дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств. При этом в ДХШ имеется наличие: 1 выставочный зал; помещение для работы со специализированными материалами (фонотеки, видеотеки, фильмотеки,); учебных аудиторий для групповых занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, мольбертами и др.). В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта учебного оборудования. VI. Перечень программ учебных предметов Дополнительная общеразвивающая образовательная изобразительное искусство (срок освоения 4 года) 1. Рисунок 2. Живопись 3. Композиция (станковая 4. История искусств 5. Графика (печатная) 6. Прикладная композиция 7. Скульптура программа VII. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы изобразительного искусства (срок освоения 4 года) Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию в конце каждой четверти учебного года. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются устные опросы, тестирование, просмотры, выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценка за каждую четверть выставляется по всем учебным предметам. Контрольные уроки и зачеты проводятся в форме устных опросов, тестирования, просмотров, выставок. Итоговая аттестация предусмотрена в 9 классе в форме итоговых постановок, дипломной работы по композиции, контрольных заданий. Требования к содержанию текущего контроля и промежуточной, итоговой аттестации , условия их проведения отражены в соответствующих локальных нормативных актах МАОУ ДО № 24 «ДХШ». VII. Программа творческой, методической и культурно- просветительской деятельности МАОУ ДО № 24 «ДХШ» Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДХШ является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям родного края. Организация творческой деятельности учащихся по общеоразвивающим программ в области изобразительного и декоративно-прикладного осуществляется путем проведения различного рода творческих мероприятий. Программа творческой деятельности учащихся включает в себя: участие в конкурсах, выставках. фестивалях различного уровня (школьного, городского, областного, всероссийского и международного). Программа методической деятельности ДХШ направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников. В рамках методической программы работники ДХШ в пределах имеющихся финансовых возможностей осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность преподавателей к реализации образовательного процесса в соответствии с рекомендациями Министерства Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств: − обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; − освоение новой системы требований к структуре дополнительной общеразвивающей программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; − овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами. Педагогические работники ДХШ осуществляют творческую и методическую работу: разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам соответствующей в рамках области образовательной искусств, а программы также в области учебно-методическое обеспечение; используют в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития. С целью организации методической работы в ДХШ проводятся следующие мероприятия: - консультации, помощь преподавателям при подготовке к аттестации; - организация и проведение внутришкольных, городских и кустовых конкурсов, - выступления преподавателей с докладами на заседаниях методических секций, - участие преподавателей в проведении мастер-классов, семинаров, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий. Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д. Для успешной образовательной деятельности, обеспечивающей качество обучения, преподавателями ежегодно создается разнообразная методическая продукция – это методические разработки, методические пособия, дидактический материал. В школе создан большой фонд иллюстрационного материала, фонд предметов декоративно-прикладного искусства, фонд произведений художников – членов Союза художников РФ. Задачи в области культурно-просветительской деятельности соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: - педагогическая, - учебно-исследовательская. Основные направления культурно-просветительской работы ДХШ: - организация и проведение городских конкурсов детского художественного творчества; - участие в праздничных мероприятиях города Нижнего Тагила; - работа преподавателей ДХШ в составе жюри конкурсов и фестивалей различного значения; - организация посещения обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, и др.); - организация культурно-просветительских мероприятий совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств; - использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования; - организация работы по обобщению и ретрансляции педагогического опыта на различных семинарах, участие преподавателей в просветительских мероприятиях различного уровня (конференции, мастерклассы, конкурсы педагогического мастерства); Формы культурно-просветительской деятельности: Для обучающихся: - выставки, выставки-конкурсы, - конкурсы, фестивали, олимпиады, - мастер-классы, - творческие встречи с художниками, - посещение выставочных залов, музеев, - участие в выездных пленэрах. Для преподавателей: - сотрудничество с другими ДХШ и ДШИ - ретрансляция педагогического опыта на различных семинарах, - участие педагогов в конференциях, мастер-классах, конкурсах педагогического мастерства - участие преподавателей в конкурсах, выставках и фестивалях различного масштаба. Ожидаемые результаты: - высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; - комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможность духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности. - выявление и развитие одарённых детей в области изобразительного искусства; поддержке эффективная самостоятельная педагогических работников работа и обучающихся родителей при (законных представителей) обучающихся; - выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата; - высокий уровень педагогического мастерства преподавателей. Планирование творческой, методической и культурно - просветительской деятельности МАОУ ДО № 24 «ДХШ» осуществляется ежегодно в начале учебного года на заседании Педагогического совета. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)