ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наше время - время перемен. Современные непростые условия жизни
требуют от молодого человека: знаний, интуиции, фантазии, упорства, выдержки,
дерзости, готовности решать сложные проблемы, обладать воображением
стратега, а его интеллектуальные горизонты должны быть широкими.
Социальные исследования показывают, что выпускники школы, как
правило, испытывают затруднения:
• в выборе направления своей будущей деятельности;
• в общении друг с другом;
• в принятии самостоятельных решений; и т.д. В связи с этим проблема
творчества в целом и развития творческих способностей учащихся школ
остается одной из важнейших в современной науке.
Исходя из данной проблемы, ясно прослеживается актуальность данного
курса с позиций федерального и регионального социального заказа в сфере
дополнительного образования. Задача педагога дополнительного образования
помочь школе в преодолении этих трудностей с помощью разностороннего
развития ребенка. Вид данной образовательной программы - компилятивный, т.е.
используются программы Кузина М.К. и Неменского Б.М., данные авторы
наиболее точно и четко строят содержание программ. Отличительной чертой
данной программы дополнительного образования от образовательных программ
является:
• разнообразные методы и приемы работы;
• виды и типы занятий;
• совершенно другие условия обучения.
Главной целью данной программы является создание комплекса условий
для развития творческих способностей детей 6-7 лет. Приоритетными
направлениями деятельности педагога дошкольного образования являются
способы создания этих условий, методы:
• В проведение занятий по изо деятельности в неординарной и игровой
формах;
• использование педагогом в своей деятельности методов демонстрации,
наглядности, ситуаций успеха;
• внедрение педагогом в свою практику приемов РО. В связи с поставленной
целью можно сформулировать следующие задач:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
• обучение детей рисованию с натуры, по памяти и по
• воображению. На этой основе развития у них зрительной памяти,
пространственных представлений, творческого воображения;
• обучение детей основам изобразительной грамоты (основам рисунка,
живописи, композиции, декоративно-прикладные работы, лепки).
2. РАЗВИВАЮЩАЯ
• развитие художественно-творческих способностей детей;

развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и
эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям
действительности.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
• формирование у детей интереса и любви к. изобразительного искусству;
• воспитание яркого отношения к ценностям нашего общества, формирование
интеллектуальных способностей.
В целом занятия в объединении должны способствовать гармоническому
развитию личности ребенка. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать
детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей,
живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения
и изучения окружающей реальности является важным условием успешного
освоения детьми программного материала. Стремление к отражению
действительности, своего отношения к ней должно служить источником
самостоятельных творческих поисков.
На занятиях учащимся предоставляется самостоятельность в выборе темы
для работы, в использовании художественных материалов. Во время работы дети
могут обсудить с товарищами и педагогом качество своего рисунка или поделки,
еще раз посмотреть справочный материал или образцы, понаблюдать за работой
других детей. Созданию непринужденной, творческой атмосферы на внеклассных
занятиях способствуют разнообразные методы их организации и проведения:
эмоциональная настроенность школьников перед практической работой с
помощью демонстрации произведений изобразительного искусства, слушания
музыки, использование игровых ситуаций на занятии, групповые формы работы
над заданием, наблюдения и зарисовки на природе во время экскурсии или
прогулки.
Большую роль в укреплении интереса школьников к изобразительному
искусству, о развитии творческих способностей играет чередование видов
художественной деятельности на занятиях. Так, рисование с натуры на одном
занятии сменяется лепкой на другом. Беседа о красоте окружающей природы
сочетается с работой над декоративным букетом из осенних листьев и т.п.
программа занятий изобразительным искусством включает несколько видов
творческой деятельности учащихся:
1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - графические и живописные
упражнения, рисование и живопись с натуры, рисование по памяти. В программе
этот вид деятельности предусматривает выполнение рисунков, игрушек и других
несложных объектов по памяти и с натуры, средства организации в единый целый
сюжет, художественного материала, художественной формы и технических
приемов исполнения.
3. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА - на этих занятиях
школьники создают предметы, соединяющие в себе эстетические и практические
качества декоративные маски, аппликации.
4. ЛЕПКА. На этих занятиях учащиеся познают пластику и характер форм,
учатся видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию.
5. Беседы об изобразительном искусстве основаны на показе произведений
•

искусства. Указанные виды художественно-творческой работы и темы заданий
должны быть тесно связаны и проводится в зависимости от времен года и дат
календаря.
Данная программа рассчитана на начало обучения детей с 6 лет.
Продолжительность программы рассчитана на обучение 2-х лет. Программа
учитывает возможность проведения занятий изобразительного искусства по
четыре часа в неделю.
Количество часов первого и второго года обучения по 136 часов. Общее
количество - 272 часа. Практические и теоретические занятия интегрированы, что
способствует лучшему усвоению материала (от теорий к практике, от практики к
теории).
Данная программа построена в соответствии с дидактическими
принципами.
Обучение должно быть:
• научным;
• проблемным;
• наглядным;
• активным и сознательным;
• доступным;
• системным и последовательным;
• простым;
• необходимо осуществлять в единстве образование, развитие и воспитание
учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ 6 ЛЕТ

N п/п

вид работы

кол. часов.

теор.

пр.

5
8
6

2
4
3

3
4
3

18
10
4

3
3
2

15
7
2

4

1

3

6

2

4

2.3

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(51 Ч.)
Графические упражнения
Живописные упражнения
Рисование и живопись с натуры
(отдельных предметов и их групп)
Рисование по памяти и представлению
Композиция на заданные темы
Композиция на литературные темы
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНАЯ
РАБОТА (34 ч.)
Рисование простейших узоров из форм
растительного и животного мира
Декоративная роспись детских
художественных поделок
Декоративные композиции

6

1

5

2.4

Аппликация

10

2

8

2.5
2.6

Конструирование
Бумагопластика

4
2

1
1

3
1

2.7
III.

Роспись по ткани
ЛЕПКА (34 ч.)

2

1

1

3.1

Лепка овощей, фруктов и предметов быта
с натуры
Лепка птиц и животных с натуры,
по памяти и представлению
Лепка тематической композиции
(пластилин)
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ
НАС. (17 ч.)

6

3

3

6

2

4

22

6

16

17

17

I.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
II.
2.1
2.2

3.2
3.3
IV.

Всего:

136

54

82

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1 .Изобразительное искусство (51 ч.)
1.1Графические упражнения.
Выполнение упражнений знакомящих малышей с возможностью художественных
материалов.
Практическая работа.
а) «Что такое линия?» «В Королевстве Госпожи Линии», «Осеннее дерево»
1.2 Живописные упражнения.
Практическая работа
а) Упражнение с постепенным насыщением тона «Сказочный город»
б) упражнения на смешение цветов «Осенние листья»
в) выполнение цветовых растяжек «Какого цвета сугробы»
г) знакомство с цветом «Что такое цвет?»
1.3 Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп.
Рисование предметов с натуры выполнение рисунков с целью реалистической
передачи объектов действительности.
Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертанию предметов.
Пытаться передавать в рисунках пропорции, очертания.
Общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов.
Практическая работа.
Рисование и живопись с натуры:
а) «Цветовые плоскости»
б) игрушки
в) Книга, мяч, стакан…
2.4 Рисование по памяти и представлению
Практическая работа,
а) рисование по памяти: «Осенний день», «Моя любимая игрушка», «Мы в
цирке», «Наши зимние забавы», «Бабочки на лугу», «Кораблик»
б) рисование по представлению: «Космические пираты» «Старый замок», «Цветок
моего рождения».
2.5 Композиция на заданные темы.
Практическая работа.
Темы: «Грозное небо», «Дом сказочного героя», «Мои друзья», «Пожарная
служба» и т. д.
2.6 Композиция на литературные темы.
Практическая работа.
Темы. «Мой любимый сказочный герой», «Заяц, лиса, петух» и т. д.

Тема 2. Декоративно - прикладная работа. (34 ч.)
создание предметов соединяющие в себе эстетические и практические качества,
выполнение элементов декоративно-оформительской работы.
2.1 Рисование простейших узоров из Форм растительного и животного мира.
Использование в узорах линии симметрии, ритма цветной гармонии и
светотеневых отношений.
Практическая работа.
Темы: «Узор в круге», «Узор на предметах сложной формы»
2.2 Декоративная роспись детских художественных поделок.
Практическая работа.
Темы: «Дымковские игрушки», «Уральская прялка»
2.3 Декоративные композиции.
Выполнение композиций, несущих в себе информацию о том или ином событии.
Практическая работа.
Темы: «Колобок», «Весеннее чудо»
2.4 Аппликация
Практическая работа.
Составление цветных наклеенных рисунков, предметных аппликаций,
декоративных работ.
Темы: «Что такое творчество? Формообразование», «Что такое форма.
Орнамент», «Цветы осени», «Аппликация с натуры - комнатные растения»,
«Космический корабль»,
2.5 Конструирование.
Изготовление новогодней игрушки, используя разные виды материалов (цветная
бумага, картон, краски)
Темы: «Новогодняя игрушка»

Практическая работа

5.6 Бумагопластика
Формирование умений и развитие навыков по освоению новой техники.
темы: «Листья летят».

Практическая работа.

2.7 Роспись по ткани
Освоение нового вида работы
Тема: «Плат узорный»

Практическая работа

Тема 3 Лепка (34 ч.)
Сведения о глине, пластилине как художественном материале, о названии и
назначении инструментов и приспособлений (стека, доска, тряпочка).
3.1 Лепка овощей и фруктов предметов быта и посуды с натуры.
Практическая работа.
Темы: «Фрукты и овощи», «Посуда»
3.2 Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению.
Практическая работа.
Темы: Лепка птиц и животных (вороны, собаки, кошки).
Передача основных пропорций, характерного очертания движения туловища
изображаемых птиц и животных.
3.3 Лепка тематической композиции.
Практическая работа
Темы: «Зоопарк» «Веселые улитки» «Подводные обитатели» «Космос»
«Сказочный город» «Динозавры» «Чудеса» «Сказка» Русские народные игрушки»
«Золотые рыбки» «Веселые человечки»
Тема 4 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (17 ч.)
В содержании занятий-бесед включают занятия и игровые упражнения по
обогащению и активизации словаря, а также чтение художественных
произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.
.
Практическая работа.
а) утренник: «У нас в гостях Веселый карандаш».
б) новогодний бал.
в) посещение выставки
г) беседы: «Краски осени», «Художник и сказка», «Зима», «Весна пришла».
Ознакомление с произведениями русских живописцев

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 1 ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
В течении учебного года учащиеся 1 года обучения должны получить, начальные
сведения:
• о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы,
людей; события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага,
холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
• о рисунке, живописи, картоне, иллюстрации, узоре, палитре;
• о художественной росписи по дереву по фарфору, о глиняной игрушке;
• об основных цветах солнечного спектра, о главных красках;
• об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об
элементарных правилах смешивания главных красок, для получения
промежуточных цветов;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
• высказывать простейшие суждения о картинах и предметах:
• стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму,
основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно сидеть за рабочим местом;
• определять величину и расположение изображения в зависимости от размера
листа бумаги;
• выполнять узоры в полосе, круге и форм растительного и животного мира;
• лепить простейшие объекты действительности:
• составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов;
• пользоваться разными видами складывания из бумаги, способами вырезания,
склеивания.

N п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ 7 ЛЕТ

вид работы

кол. теор пр.
часов
.

I

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (51 ч.)

1.1
1.2
1.3
1.4

Графические упражнения
Живописные упражнения
Рисование и живопись с натуры
Рисование по памяти и представлению

6
4
8
10

3
2
2
2

3
2
6
8

1.5
1.6
II

15
8

4
2

11
6

8

2

6

2.2

Композиция на заданные темы
Композиция на литературные темы
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНАЯ
РАБОТА ( 34 ч.)
Рисование узоров растительного и животного
мира. Декоративная роспись детских
художественных поделок.
Декоративные композиции

6

3

3

2.3

Аппликация

6

2

4

2.4

Конструирование

4

1

3

2.5

Воскография

4

1

3

2.6

Гравюра

4

1

3

2.7

Бумагопластика

2

1

1

Ш

ЛЕПКА (34 ч.)

3.1

Лепка фруктов, овощей, предметов быта с натуры

12

3

9

3.2

Лепка птиц и животных с натуры,
по памяти и представлению
Лепка тематической композиции
(пластилин)
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС (17ч.)

12

3

9

10

2

8

17

17

136

51

2.1

3.4
IV

Всего:

85

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1 .Изобразительное искусство (51ч.)
1.1 Графические упражнения

Практическая работа.
Темы: «Что такое линия» «Неизвестная планета» «Волшебная птица»
1.2 Живописные упражнения. Закрепление знаний о свойствах акварельных и
гуашевых красок.
Практическая работа.
Темы: «Три стихии», «Разноцветные домики»
1.3 Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп.
Практическая работа.
Рисование и живопись с натуры:
Темы: «Человек», «Листья деревьев и кустарников с осенней окраской», «Чучело
птицы»
1.4 Рисование по памяти и представлению. Развитие пространственных
представлений.
Практическая работа,
Темы: «Пушистая игрушка», «Новогодние игрушки», «Моя мама», «Моя семья»,
«Полет на другую планету»
1.5 Композиция на заданные темы.
Практическая работа.
Темы: «Зимние развлечения с друзьями», «Мы встречаем Новый год», «Старый
замок», «Мир насекомых», «Давным-давно», «Весна пришла»
1.6 Композиция на литературный темы.
Практическая работа.
Темы. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Моя любимая
сказка», «Незнайка», «Волк и семеро козлят»
Тема 2. Декоративно - прикладная работа. (34 ч.)
создание предметов соединяющие в себе эстетические и практические качества,
выполнение элементов декоративно-оформительской работы.
2.1Рисование простейших узоров из форм растительного и животного мира.
Узоры на предметах сложной формы. Использование в узорах линии симметрии,
ритма цветной гармонии и светотеневых отношений.

Практическая работа.
Темы: «Узор в круге», «Варежка», «Туески из Уральской бересты»
2.2 Декоративные композиции.
Выполнение композиции несущих в себе информацию о том или ином событии.
Практическая работа.
Темы: «Осенние цветы», «Сказочный букет», «Дымковская игрушка»,
«Сказочный мир», «Уральские расписные подносы»
2.3 Аппликация.
Совершенствование различных приемов вырезания.
Практическая работа.
Темы: «Осенний ковер», «Цветовые пятна на контрастном фоне», «Разноцветные
жуки»
2.4 Конструирование.
Изготовление новогодней игрушки, используя разные виды материалов (цветная
бумага, картон, краски)
Тема: «Новогодняя игрушка».

Практическая работа

2.5 Воскография.
Практическая работа.

Тема: «Новогодняя ветка»
2.6 Бумагопластика
Формирование умений и развитие навыков по освоению новой техники.
Практическая работа.
Тема: «Таинственные деревья»
2.7 Гравюра
Формирование умений и развитие навыков по освоению новой техники.
Практическая работа
Тема: «Овощи и фрукты», «Цветы и листья»
2.8 Монотипия
Освоение нового вида работы.
Тема: «Осенний букет»

Практическая работа

Тема 3 Лепка (34 ч.)
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
3.1 Лепка овощей и фруктов, украшений, посуды, предметов быта с натуры

Практическая работа.
Тема: «Фрукты и овощи», «Бусы, браслеты, кулоны», «Чайный сервиз»,
«Игрушки»
3.2 Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению.
Практическая работа.
Темы: «Лесные жители», «Мой любимый зверь», «Птичий базар», лепка чучело
птицы (ворона)
3.3Лепка тематической композиции.
Практическая работа
Тема: «Ужин», «В зоомагазине», «Гости из сказки», «На арене цирка»,
«Игрушечное стадо», «Чудо-птицы, чудо-звери», «Гости из будущего»
Тема 4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (17ч.)
Практическая работа.
а) Рекомендуемые для бесед произведения искусства:
И. Левитан «Золотая осень»
И. Шишкин «Зима»
А. Саврасов «Грачи прилетели»
а) Игровая программа «Жили-были карандаши»
б) Новогодний балл
в) Итоговое занятие «Чему мы научились»
г) Участие в выставках
д) Посещение выставок

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ШКОЛЬНИКОВ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В течение учебного года дети 2 года обучения должна получить простейшие
сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения
растительных форм животного мира* и усвоить:
• понятия «живописец», «график», «архитектор», «набросок», «теплый цвет»,
«холодный цвет»;
• доступные сведения о культуре и быте людей на примере произведений
известнейших центров народных художественных промыслов;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
• выражать свое отношение к рассматриваемому произведению и искусства;
• чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их
форм, очертаний;
• сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию
симметрии в рисунках с натуры и узорах;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции,
конструктивное строение, цвет;
• чувствовать и определять холод и теплые цвета;
• творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и
овалы, штрихи, дужки, точки;
• расписывать готовые изделия согласно эскизу;
• применять навыки декоративного оформления в аппликациях, изготовлении
игрушек.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Художественные материалы:
1. Акварель, гуашь, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага,
картон, клей, листки, пластилин, глина.
2. Инструменты для художественных работ:
3. Мольберты, наборы кистей, ножницы, баночки для воды, палитра, стеки,
ластик, кнопки, деревянные дощечки для лепки.
4. Натур фонд: сухоцветы, драпировка, вазы, кружки, чайники, блюда, муляжи
овощей и фруктов, подсвечники.
5. Диапроектор, проигрыватель.
6. Методические таблицы с изображением деревьев, животных, птиц, человека,
сказочных существ, транспорта, зданий.
7. Схемы и таблицы к. темам о животных и человеке.
8. Репродукции картин художников.
9. Методические разработки и конспекты по программе.
10. Программы В.С.Кузина, Б.М. Неменского.
11. Наборы открыток по темам: «Новый год», "Портрет", «Животные», «Рыцари»,
«Город».
12. Помещение: классная комната.

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеева В. Изобразительное искусство и школа. - М., 1986
2. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М., 1979
3. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М-, 1991
5. М.Росмэй. Делай и играй. 1996
6. Козакова Т.Г. Из деятельности и художественном развитии дошкольников М., Педаг., 1983
7. Каменева Е.О. Какова цвета радуга. - М-,. 1974
8. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М., 1980
9. Кузин В.С. Изобразительное искусство 1-4 классы. - М., 1971-1978
10. Курчевский В.В. А что там за окном? .М. Педагогика. 1985
11. Программы общеобразовательных учебных заведения в РСФСР.
Изобразительное искусство 1-4 под ред. М.К.Кузина
12. Марина 3. Лепим из пластилина. - 1997.
13. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 -8
классы. - М., Пр. 1992
14. Полунина В.Н. «Искусство и дети». М, «Просвещение». 1982.
15. Фримет Г., Ауэр К. «Человек - цвет - пространство» (прикладная
цветопсихология). М., 2 973.

АННОТАЦИЯ НА ПРОГРАММУ
Программа «Изобразительное искусство (развитие
творческих способностей детей 6-7 лет),
разработанная педагогами дополнительного образования
Сбытовой Г. М. и Журкиной О. В.
Проблема развития творческих способностей ребенка остается одной из
важнейших в современной педагогике. Поэтому главной целью данной
программы является создание комплекса условий для развития творческих
способностей детей 6-7 лет.
Исходя из цели данной программы можно сформулировать ряд задач:
■ развитие художественно-творческих способностей детей;
■ обучение детей основам изобразительной грамоты;
■ обучение детей рисованию с натуры, по памяти и по воображению и на этой
основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений,
творческого воображения;
■ развитие у детей эстетики, восприятия эстетического вкуса и эмоционально
чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
■ формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству.
Программа построена на ясных представлениях о системе взаимодействия
искусства с жизнью работа с детьми; ведется на основе наблюдения, и изучения
окружающей реальности.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Виды и типы занятий различны и
интересны.
Занятия курса интегрированы, теория сочетается с практикой.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».